Газета
 14 ноября 2005, 00:00   970

Шведская позиция

Срок прихода компании «ИКЕА» в Пермь полностью зависит от властей региона. Эксперты «bc» прогнозируют, что шведы зайдут не раньше, чем через 5 лет, хотя все экономические предпосылки для открытия торгового центра есть уже сегодня.
Срок прихода компании «ИКЕА» в Пермь полностью зависит от властей региона. Эксперты «bc» прогнозируют, что шведы зайдут не раньше, чем через 5 лет, хотя все экономические предпосылки для открытия торгового центра есть уже сегодня.

Шведская позицияРазговоры о возможности строительства в Перми торгового центра шведского ритейлера «ИКЕА» велись в течение последних нескольких лет. На минувшей неделе в московском офисе компании «bc» заявили, что оператор скептически смотрит на возможность появления своего магазина на Западном Урале в ближайшее время, несмотря на то что местный рынок оценивается достаточно высоко. Велика вероятность того, что «ИКЕА» не зайдет в Прикамье, как минимум, до 2010 года. Опрошенные «bc» наблюдатели рынка связывают это с позицией властей.

Шведская компания IKEA — один из крупнейших мировых производителей и продавцов мебели и товаров для дома. Всего IKEA group объединяет 189 магазинов в 23 странах мира. Кроме того, 22 магазина компании в 13 странах принадлежат частным франчайзерам. В планах компании инвестировать до 2010 года в российскую сеть собственных магазинов и торговых центров «МЕГА» 2,5-3 млрд долларов. По мнению генерального директора компании «Норма» (владеет сетями «Виват» и «НормаН») Вадима Юсупова, появление торгового центра, типа «ИКЕА», — естественный и ожидаемый на рынке шаг. «Большие магазины, в принципе, очень удобны и для захода на рынок, так как сразу захватывается большая часть рынка, и в ближайшее время гипермаркет и станет основной формой развития рынка: речь идет не только о продуктах, но и о мебели, аксессуарах для дома, стройматериалах и многом другом. В планах нескольких крупных российских и международных сетей значится Пермь», — заявил г-н Юсупов, также отметив, что пермский рынок весьма привлекателен и приход федеральных сетей в те отрасли торговли, где они еще не присутствуют, ожидается давно.

Руководитель службы по связям с общественностью компании «ИКЕА Россия» Ирина Воненкова в интервью «bc» заявила, что Пермь действительно стоит в планах компании, так же как и примерно дюжина других городов страны. «Какой регион будет осваиваться раньше, зависит не от нас, а от региональных властей, от того, насколько быстро и эффективно они согласовывают документы, чтобы мы могли начать строительство», — заявила г-жа Воненкова. По словам заведующего сектором отраслей комитета потребительского рынка и развития предпринимательства Дениса Леденцова, в данном случае от областных структур «требуется заключить инвестиционное соглашение, подобрать участок и подготовить его к аренде или продаже». По словам чиновника, никакой специфики по отношению к «ИКЕА» в этот алгоритм не вносилось. Следует отметить, что по аналогичному сценарию развивались отношения с другим транснациональным ритейлером, METRO Cash&Carry. После нескольких раундов переговоров с региональными властями и перипетий с подготовкой специально для ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» земельного участка на шоссе Космонавтов компании все же придется участвовать в конкурсе на право его аренды.

Шведская компания готовит свои проекты в 12 крупнейших городах России, львиная доля их приходится на столицы регионов, расположенные в европейской части страны, в том числе в Поволжье. Ближайший к Перми магазин «ИКЕА» откроется в Екатеринбурге в октябре 2006 года. Большая часть магазинов «ИКЕА» — это супермаркеты площадью порядка 30 тыс. кв. метров (примерно сопоставимо с площадью гипермаркета «Семья»).

По словам хорошо знакомого с ситуацией на рынке собеседника «bc», настоявшего на абсолютной анонимности, «ИКЕА» в российских регионах всегда ведет очень прозрачный бизнес и никаких «нюансов» и «особых» отношений с чиновниками не допускает». По данным источника, пермские ответственные лица к такому подходу оказались не готовы, поэтому компания, которая занимает принципиальную позицию, вряд ли сможет открыться раньше, чем через 5 лет.

По мнению экспертов «bс», пермский потребительский рынок зачастую оказывается переоценен. К его основным положительным факторам традиционно относят сравнительно высокий уровень доходов населения и, в последнее время, налоговую политику администрации. Тем не менее, Прикамье не является однозначно привлекательным регионом по целому ряду причин. В этой связи положение Пермской области эксперты назвали двояким, также как и реакцию игроков потребительского рынка: с одной стороны, десятки операторов планируют зайти на Западный Урал, но в то же время пока предпочитают реально инвестировать в проекты на территории других субъектов Федерации. С другой стороны, большая часть экспертов «bc» подчеркнула, что появление в Перми таких знаковых игроков, как «ИКЕА» или «МЕТРО», наилучшим образом может сказаться на инвестиционной привлекательности региона, в связи с чем заинтересованность властей в их приглашении в регион выглядела бы логичной.

Поделиться:
Все новости компаний