Газета
 14 ноября 2005, 00:00   1020

Второй федеральный

В 2006 году на пермском рынке продуктового ритейла появится вторая межрегиональная сеть универмагов. Не исключено, что сеть может приобрести часть активов местных операторов.
В 2006 году на пермском рынке продуктового ритейла появится вторая межрегиональная сеть универмагов. Не исключено, что сеть может приобрести часть активов местных операторов.

Второй федеральныйКак стало известно «bc», национальная сеть супермаркетов «Патэрсон» ведет переговоры о продаже своей франшизы на Пермский регион. В планах ритейлера — начать развертывание торговых точек уже в 2006 году. В том случае если будет достигнуто соглашение, компания станет вторым после «Пятерочки» национальным оператором на рынке продовольственного ритейла Прикамья и в то же самое время первой в Перми межрегиональной сетью в сегменте супермаркетов. По мнению экспертов «bc» и представителей «Патэрсона», на прикамском рынке места должно хватить всем. Однако потенциальные конкуренты «Патэрсона» высказали уверенность в том, что новая сеть супермаркетов столкнется с целым рядом трудностей иного плана, нежели низкий потенциал рынка сбыта.

По данным компании, сеть супермаркетов «Патэрсон» начала работу в 1997 году и в данный момент насчитывает 56 универмагов, из которых 26 расположены в Москве и Подмосковье, и еще 30 — в различных регионах страны и ближнем зарубежье. Оборот сети универмагов в 2004 году составил 250 млн долларов. Формат супермаркетов достаточно стандартный — от 500 до 2-2,5 тыс. кв. м, и сеть не реализует ни одного проекта в масштабе гипермаркета. По словам пресс-секретаря компании Надежды Сенюк, исходя из плана развития, «Патэрсон» должен к 2010 году занять существенную долю рынка 11 регионов. «Что касается Перми и других, сравнительно удаленных от Москвы, городов, туда не имеет смысла идти самостоятельно. Так, в большинстве сибирских городов мы в данный момент ведем переговоры о продвижении на условиях франчайзинга», — заявила г-жа Сенюк, отметив, что в Перми переговоры ведутся с тремя партнерами. Стоимость франшизы «Патэрсона» на регион стандартна и составляет 100 тыс. долларов. Представитель сети супермаркетов отказалась называть имена пермских переговорщиков, сообщив, что «это люди, которые не занимались прежде ритейлом, но с хорошими «бизнес-мозгами», у них уже есть свои проекты в сфере торговли, и это не обязательно розница». «Что немаловажно, те, с кем мы ведем переговоры, хорошо понимают, что в течение года-двух в Пермь придут большие общероссийские деньги, и чтобы успешно работать на рынке, нужно начинать сейчас. По оценкам аналитиков, к 2010 году во всех городах с населением «500 тысяч плюс» начнут работать общероссийские сети», — подчеркнула пресс-секретарь, не раскрывая потенциальных пермских франшизодержателей. По словам Вадима Юсупова, генерального директора компании «Норма», которая владеет самой большой в регионе по количеству торговых объектов сетью супермаркетов «Виват», «судя по другим регионам страны, «Патэрсон» вряд ли станет лидером рынка продуктового ритейла Пермской области, этот оператор входит в число 20 самых крупных ритейлеров России, но наиболее сильным не является». «То, что в 2006 году в Пермском крае появятся федеральные торговые сети, это 100 %. Региональный рынок достаточно интересен, но у меня вызывает сомнения, насколько может быть успешным франчайзинговый проект как у нас, так и по всей стране. Тем более что франшиза не дает каких-то глобальных преимуществ, и работу «Патэрсона» мы будем оценивать по факту», — заявил г-н Юсупов. По словам менеджера другой продовольственной сети, на сегодня единственной, работающей на условиях франчайзинга с федеральным оператором), реализовать проект формата супермаркет будет сложнее, нежели дискаунт.

Сергей Нагибин, управляющий сети «Пятерочка» в Перми:
Супермаркет по франшизе развивать сложнее, чем дискаунтер, в принципе: там больше форматные требования, хотя бы по ассортименту. Вообще, о том, что «Патэрсон» планирует появиться в Перми, я слышал еще полтора года назад. Это вполне закономерно: пермский рынок интересен, и в то же время еще никого из федеральных игроков в сегменте супермаркетов нет. Они обязательно появятся один за другим в ближайшие годы. Я не удивлюсь, если «Патэрсон» купит часть магазинов, принадлежащих «Семье», которые не войдут в «Диско» (сеть из 4 магазинов формата «жесткий дискаунт» была запущена группой ЭКС в начале осени 2005 прим. «bc») и не будут полностью соответствовать ценовой ориентации сети в целом. С возможностью покупки каких-то объектов у «Вивата» дело обстоит сложнее, и такая сделка менее вероятна. Вообще, успех или неуспех «Патэрсона» в Перми будет зависеть от двух вещей: наличия адекватных бизнес-технологий и грамотных менеджеров. Со вторым в нашем крае, мягко говоря, есть трудности.

Специалисты «Патэрсона» в разговоре с «bc» подчеркнули, что всякого рода «трудности» будут компенсированы изначально грамотным посылом проекта.

Надежда Сенюк:
Наша компания одной из первых в стране начала франчайзинговую программу, я говорю именно о супермаркетах, а не об универмагах эконом-класса. По мнению аналитиков, к 2010 году наиболее востребованным форматом у потребителей станет именно супермаркет. Во-первых, наблюдается явный рост уровня потребления, и далеко не все хотят покупать в магазине-складе. Во-вторых, обычно покупатели заходят в магазин не раз в неделю, а, как минимум, 2-3 раза, по пути с работы домой, например. Что касается Перми, то через пять лет в городе должно работать не меньше шести супермаркетов «Патэрсон», хотя в условиях развивающегося рынка этот показатель может быть выше

Исходя из данных комитета потребительского рынка администрации Пермской области, в данный момент в общем товарообороте областного продовольственного рынка доля сетей составляет 43-44 %. Более или менее масштабных сетей четыре, но, по информации экспертов «bc», еще около 10 сетей вынашивают планы по заходу в Пермь. В комитете потребительского рынка изданию назвали лишь двоих — «Мосмарт» и «Перекресток». Эти компании обращались во властную структуру «с информационными письмами в прошлом году и сказали, что вернутся с конкретными проектами, но пока не представляли их», сообщили «bc» в администрации области. В том случае если «Патэрсон» успешно завершит переговоры со своими пермскими партнерами и начнет продвижение в Прикамье, эта сеть станет вторым после «Пятерочки» федеральным продовольственным ритейлером. Причем, как и в случае с национальным дискаунтером, супермаркеты «Патэрсон» будут создаваться не за счет пресловутых «московских капиталов», а за счет местного инвестиционного потенциала. В то же время это событие станет еще одним шагом на пути проникновения в регион федеральных операторов, приход которых большинство экспертов считает неизбежным. Эксперты подчеркивают, что в среднесрочной перспективе утрата лидерства на пермском рынке продовольственного ритейла местным игрокам не грозит.

Поделиться:
Все новости компаний