Газета
 14 ноября 2005, 00:00   972

Движение в область

Операторы продуктового ритейла определились с планами по освоению Пермской области, инвестиции в данное направление деятельности исчисляются сотнями миллионов долларов.
Операторы продуктового ритейла определились с планами по освоению Пермской области, инвестиции в данное направление деятельности исчисляются сотнями миллионов долларов.

Движение в областьПо мере охвата сетями продуктового ритейла Перми области, называемой операторами перспективной, уделяется все большее внимание. Уже сейчас реализуются масштабные логистические проекты, ориентированные на расширение сетей за пределами областного центра. Затраты на развитие ритейлеров в регионе составят до половины средств, направляемых на открытие новых магазинов.

Амбициозные планы. Освоение области крупнейшими операторами ритейла началось в конце 2004 года, когда наиболее активные игроки прикамского рынка, однако, по данным «Регионы b.c.», завоевав стратегические позиции в Перми, направились за пределы города. По состоянию на начало ноября 2005 года в области было открыто 3 магазина сети «Виват», 1— «Пятерочки», «Семья» отказалась предоставить соответствущую информацию. В настоящий момент за пределами областного центра у сети 8 магазинов.

Активное развитие на территории Пермской области является одной из важнейших задач для сетей ритейла. По словам генерального директора компании «Норма» Вадима Юсупова, три магазина «Виват» уже сейчас работают в Березниках. Два из них — небольшие точки, расположенные в спальных районах города, и один большой в центре. В начале декабря компания намерена открыть в Чайковском крупнейший продуктовый магазин юга области площадью 2000 кв. метров. Кроме того, в будущем в городе предполагается открыть еще 2 магазина сети «Виват».

В дальнейшем компания собирается сделать своим приоритетным направлением развитие сети на севере области, в трех городах: Губахе, Соликамске и Березниках планируется открыть 10 магазинов.

Как сообщил Вадим Юсупов, перспективными для открытия магазинов «Виват» являются города с населением не менее 50 тыс. жителей. Среди них директор «Нормы», помимо уже названных северных городов, отметил Кунгур, Лысьву, Чусовой, Чайковский, Чернушку и Верещагино.

Магазины сети «НормаН» планируется открывать в каждом городе численностью более 20 тыс. жителей. На данный момент они работают в Березниках, Соликамске, Полазне, Добрянке, Чайковском и Верещагино. Примечательно, что ни один из ритейлеров не назвала в числе приоритетов Коми-Пермяцкий автономныйокруг.

Сеть магазинов «Пятерочка» пока не определилась с конкретными планами по развитию регионе. По словам Сергея Нагибина, генерального директора ООО «Кама-ритейл», владеющего франшизой «Пятерочки» в Прикамье, в Пермской области предполагается открывать магазины из расчета 1 торговая точка на 40 тыс. человек. Если количество жителей населенного пункта ниже данного показателя, магазин не планируется, заявил господин Нагибин.

Как отметил генеральный директор «Кама-ритейл», до конца 2010 года на развитие на территории Прикамья планируется потратить около 1 млрд рублей, около половины из них пойдет на открытие магазинов за пределами областного центра. Впрочем, по информации «bc», сумма, которую оператор планирует потратить на развитие бизнеса в Перми и области, — 800 млн рублей.

Сеть магазинов «Семья», несмотря на многочисленные просьбы «bc», не предоставила информацию о планах по развитию в Пермской области.

По словам Вадима Юсупова, стоимость открытия магазина на территории Пермской области варьируется от 200 до 500 тыс. долларов, срок окупаемости по проектам — от 2,5 до 3 лет. В то же время Сергей Нагибин, представляющий дискаунтера «Пятерочку», оценил открытие магазина в Пермской области в 100-300 тыс. долларов. Разница объясняется величиной площадей магазина и качеством коммуникаций в магазине. При том что цена аренды помещений на территории Пермской области примерно вдвое ниже, чем в Перми, по словам Вадима Юсупова, эта разница не сильно отражается на стоимости открытия магазинов, поскольку эта экономия нивелируется другими затратами.

При этом приход крупной торговой сети в малые города сам по себе не является залогом успеха. По информации «bc», магазин «Семья» в Губахе закрылся после полугода работы. Как сообщил газете эксперт, знакомый с ситуацией, торговая точка была расположена в небольшом (около 250 кв. м) помещении, где большая сеть магазинов не может показать конкурентные преимущества. Кроме того, по мнению эксперта,«Семья», не имевшая своего распределительного центра, не сумела выстроить работу с поставщиками. Комментарии «Семьи» на этот счет «bc» получить не удалось. По словам Вадима Юсупова, стратегия при выходе в малые города области — один из важнейших факторов успеха, так, компания «Норма» при экспансии на рынок Чайковского приняла решение о создании больших магазинов, что позволит ей стать крупнейшей сетью города и привлечь к себе внимание.

Вопрос логистики. Существенной проблемой при освоении Пермской области ритейлеры называют логистические сложности. Для их решения «Норма» планирует создание распределительного центра площадью 36 тыс. кв. метров, который обеспечивал бы продуктами магазины, расположенные в радиусе 400 км от Перми. По словам Вадима Юсупова, со склада в область может поступать до 65 % продукции, реализуемой в сетях «НормаН-Виват», остальное же предполагается закупать в непосредственной близости от места продаж. Для этих целей сетью магазинов было приобретено одно из зданий, ранее находившееся в собственности ОАО «Велта», которое сейчас реконструируется новыми собственниками. Стоимость реализации проекта оценивается в 15-17 млн долларов. «Пятерочка» также имеет свой распределительный центр, из которого в магазины поступает до 20 % продукции. Но, по словам Сергея Нагибина, в ближайшем будущем оператор сменит распределительный центр на более вместительный, который, по имеющейся информации, будет обслуживать и потребности торговых точек в Пермской области.

Все эксперты отмечают, что на первоначальном этапе освоения Пермской области им придется конкурировать с рядом местных торговых сетей. Наивысший уровень конкуренции, по мнению Вадима Юсупова, — в Березниках, ниже всего — в малых городах Пермской области. Наиболее серьезными конкурентами для пермских сетей эксперты называют березниковские сети «Караван» и «Маркет». По мнению Сергея Нагибина, пермские операторы, в общем, технологически грамотнее местных игроков, что обеспечивает им преимущество в конкурентной борьбе.

Как заявил «bc» глава Добрянки Игорь Лещев, развитие сетей ритейла имеет социальное значение, однако на экономику малых городов области это почти не влияет, поскольку налоги платятся централизованно, в Перми.

Нет единого мнения и о формате, необходимом для работы в Пермской области. По словам Вадима Юсупова, продуктовая матрица в магазинах области аналогична той, что представлена в Перми. Однако, по мнению ряда экспертов, цены должны быть более низкими, чем в областном центре, поскольку покупательная способность населения области меньше, чем в региональном центре. Соответственно, эксперты не исключают вероятности того, что группа компаний ЭКС, контролирующая сеть магазинов «Семья», намерена в области развивать свой проект в формате дискаунт — «Диско».

Поделиться:
Все новости компаний