Газета
 07 ноября 2005, 00:00   2466

Колеса напрокат

Пермский рынок проката автомобилей только начинает формироваться, хотя уже предлагает все возможные услуги. Прокатчики говорят, что развитию бизнеса мешают многочисленные риски, но, тем не менее, надеются на увеличение объемов продаж.
Пермский рынок проката автомобилей только начинает формироваться, хотя уже предлагает все возможные услуги. Прокатчики говорят, что развитию бизнеса мешают многочисленные риски, но, тем не менее, надеются на увеличение объемов продаж.

Колеса напрокатЕще около пяти лет назад жители Перми знали о существовании услуги проката автомобилей только из зарубежных фильмов. Брали машины в прокат лишь единицы, и также находясь за границей. Сегодня в городе работают уже более десятка компаний, предоставляющих автомобили в аренду, и можно говорить о формировании особого сегмента рынка — автопроката.

Недолгая история. Первые компании, предоставляющие автомобили в прокат, появились в Перми в 2001-2002 годах. Это были небольшие частные предприятия, часто имеющие парк всего из одного-двух автомобилей. Как говорят сегодняшние участники рынка, о качественном обслуживании клиентов, грамотно составленном договоре или даже адекватном техническом состоянии автомобиля речь в то время и не шла. По мнению директора одного из операторов рынка автопроката, компании «Агама», Ивана Шапошникова, такое положение дел было связано с тем, что услуги аренды предоставляли небольшие «частники»:

— Еще несколько лет назад на вопрос «есть ли в Перми услуга проката иностранных автомобилей?» ответ был очевиден — нет. На самом деле предложение существовало, но оно поступало только от «частников», а следовательно, и речи не могло идти о каких-либо гарантиях клиентам. К тому же стоимость аренды импортного автомобиля без водителя была далеко не низкой. Многие, узнав об условиях оказания этой услуги, пытались найти альтернативные способы решения вопроса собственной «мобильности» (взять машину у родственников, приятелей). Те же, кто все-таки решались воспользоваться услугой, делали это на свой страх и риск, что отнюдь не добавляло эмоционального комфорта.

Да и в настоящее время, считает Иван Шапошников, рынок проката автомобилей в Перми только начинает активно формироваться. С г-ном Шапошниковым солидарен и занимающийся прокатом автомобилей в автосалоне «Гарант-Н» индивидуальный предприниматель Сергей Кузнецов, по мнению которого, рынок на сегодня не развит вообще. Г-н Кузнецов связывает это с тем, что из-за недостаточной осведомленности клиентов спрос на услугу автопроката пока слабый.

Сегодня на рынке аренды автомобилей Перми работают как компании, занимающиеся продажей и обслуживанием машин, так и независимые предприятия. К крупнейшим операторам рынка эксперты относят прокат автомобилей в салонах «Машинный двор», «Гарант-Н», «ПермьТрансАвто», компании «Агама», «ПермАвтоТрансСервис», АВТОАЛЬЯНС, «Экипаж». Кроме того, многие дилеры автомобилей предлагают услугу аренды машины на время ремонта транспортного средства клиента, взять в прокат автомобиль с водителем можно и в гараже областной администрации. Рынок автопроката в Перми еще только формируется, поэтому на нем нет ярко выраженных лидеров или записных аутсайдеров.

Водитель напрокат. В зависимости от видов аренды рынок проката автомобилей в Перми можно сегментировать на непосредственно прокат, прокат машины с водителем и прокат спецавтомобиля, например, для торжественных случаев. Кроме того, практически все крупные компании, работающие на рынке продаж автомобилей импортного производства, предоставляют своим клиентам услугу «подменного автомобиля» взамен находящегося в сервисе. Многие компании позволяют своим потенциальным клиентам провести «тест драйв» заинтересовавшей их машины, взяв ее на срок до нескольких дней. По словам Ивана Шапошникова, эта услуга не позиционируется как прокат автомобиля без водителя, но по сути дела является его разновидностью.

Если сегментировать рынок проката в зависимости от автомобилей, то основная доля приходится на отечественный ВАЗ. Компании-прокатчики в Перми могут предложить клиентам практически весь модельный ряд волжского автозавода. В сегменте иностранных автомобилей представлены марки Mitsubishi, Huinday, Nissan, Toyota, причем в аренду предлагаются в основном модели эконом класса: Lancer, Elantra, Almera, Corolla. Автомобили более высокого статуса пока не распространены на пермском рынке аренды, участники которого называют в качестве примера лишь Volvo, который, правда, можно взять в прокат лишь взамен собственной машины клиента, находящейся на сервисном обслуживании.

Эксперты отмечают, что прокатные фирмы, работающие на одной площадке с автосалонами, находятся в более выгодном, по сравнению с остальными, положении. По мнению заместителя управляющего сервисным центром компании «Машинный двор» Алексея Мартьянова, это связано с убеждением клиентов, что автомобиль из большой компании находится в заведомо лучшем техническом состоянии. А Сергей Кузнецов называет сотрудничество автосалонов и прокатчиков взаимовыгодным:

Сам по себе этот бизнес автосалонам неинтересен, поскольку они зарабатывают больше денег на продажах автомобилей. Но сейчас и к ним приходит понимание, что нужно развивать дополнительные услуги. Прокат автомобилей, такси эти услуги не так прибыльны, но привлекают клиентов. И мы работаем под именем автосалона. Мы с «Гарант-Н» договорились: человек сдает машину на ТО, видит в сервисной книжке, что есть такая услуга, и может ею воспользоваться. Человек приезжает, отдает машину в автосервис на пару дней, а сам на это время берет другую, ведь без машины неудобно.

Парк автомобилей компаний прокатчиков может варьироваться от нескольких штук до нескольких десятков. Например, в автосалоне «Гарант-Н» выставлены в прокат четыре машины, а в «Машинном дворе»семнадцать. Однако вне зависимости от количества автомобилей условия аренды везде примерно одинаковые. Потенциальному клиенту необходимо предъявить паспорт и водительские права, а также уплатить залог. Ценность залога в разных компаниях различается от 3 до 15 тыс. рублей и зависит от автомобиля, возраста и стажа вождения клиента, а также территории, на которой он собирается использовать автомобиль. Когда машина дается в прокат на время ремонта автомобиля клиента, залог обычно не берется.

Многие компании вводят ограничения: на возраст или водительский стаж клиента, территорию эксплуатации автомобиля или суточный пробег. Стоимость проката зависит от автомобиля и составляет от 700 до 2000 рублей в сутки для отечественных автомобилей и от 1,5 до 4-5 тыс. для импортных, причем в случае аренды машины взамен ремонтируемой услуга обычно дешевле. Прокатчики затрудняются назвать даже примерный объем рынка, ссылаясь на то, что «данные очень разрозненны».

По словам участников рынка, пик спроса на услугу проката автомобиля приходится на выходные и праздничные дни. В это время, по словам прокатчиков, свободных машин практически не остается. Понедельник и вторник для рынка автопроката — дни затишья, больше половины машин остаются невостребованными. Как правило, пермяки берут машину на сутки, минимальное время проката обычно от двух часов. Сергей Кузнецов объясняет это просто: «Меньше, чем на час, брать бессмысленно — в условиях наших пробок клиент только выедет из салона и сразу обратно должен будет возвращаться».

Участники рынка сходятся в требованиях, предъявляемых к прокатному автомобилю. Это машина в максимально возможной комплектации, в хорошем техническом состоянии.

Сергей Кузнецов:
Вот, например, взял клиент у одного из конкурентов джип, уехал на нем в область и там сломался. А что ему надо от машины? Чтобы покататься, и никаких проблем не было.

Эксперты отмечают, что пермский рынок проката автомобилей способен удовлетворить спрос практически любой категории потребителей, от студентов до людей с высоким досходом, а недостаточно стабильный спрос связан с малой осведомленностью потенциальных клиентов об услуге.

Дорогая страховка. Эксперты отмечают, что развитие рынка автопроката связано со множеством рисков. Сложности начинаются уже на этапе страхования машины.

Сергей Кузнецов:
Сейчас не так просто найти страховую компанию, которая согласится застраховать автомобили, сдаваемые в прокат. Многие компании просто открещиваются, говорят: «Нет, мы такие машины не будем принимать на страхование». А если и берут, такие цены выставляют, что страховка «девятки» выходит дороже иномарки. Мы, например, застраховали машину в филиале одной из страховых компаний. Они этот вопрос согласовывали с центральным офисом и предложили нам такой повышающий коэффициент, что стоимость страховки превысила 30 тысяч. За эти же деньги можно застраховать автомобиль в два с лишним раза дороже нашей «девятки».

Прокатчики разделяют опасения страховщиков, участники рынка аренды машин признают, что не могут обеспечить должного уровня проверки добросовестности клиентов. По словам начальника отдела автострахования пермского филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье» Татьяны Качкиной, нежелание страховщиков заключать договоры с прокатчиками автомобилей связано с большими рисками компаний. «При заключении договоров КАСКО страховые компании оценивают риски со всех сторон, как со стороны автомобиля, так и со стороны водителя. В случае, когда машина отдается в прокат, нет возможности оценить все риски. Люди, которые берут автомобиль в прокат, не берегут его должным образом», — говорит Татьяна Качкина. По словам г-жи Качкиной, раньше пермский филиал компании «Росгосстрах» принимал на страхование прокатные автомобили, но из-за высокой убыточности было решено не заключать подобные договоры. Директор пермского филиала «РЕСО-Гарантия» Сергей Нечаев также заявил, что в настоящее время у компании нет договоров на страхование автомобилей, выдаваемых в прокат. «Есть только договоры на 2-3 машины на тест-драйве, но это не прокат в чистом виде», — говорит г-н Нечаев. По его словам, страховщики занимаются автомобилями в прокат на особых условиях, либо сразу отказывая потенциальным клиентам, либо выставляя серьезные повышающие коэффициенты. «Владельцы этих автомобилей должны подумать, страховать машины или покрывать возможный ущерб из своих средств. Это связано с большими рисками страховых компаний. Мы исходим из предпосылки, что управлять машиной будет самый неопытный, необученный, неаккуратный водитель», — заявил Сергей Нечаев. В то же время директор филиала компании «РЕСО-Гарантия» подчеркнул, что с обязательным страхованием гражданской ответственности у прокатчиков проблем быть не должно, с юридическим лицом просто заключается договор, по которому машиной управляет неопределенный круг лиц.

Сами участники рынка проката также опасаются, что машину, сданную в прокат, могут угнать, разбить или просто повредить, но, несмотря на это, стараются максимально упростить условия аренды автомобиля, чтобы сделать свои услуги более конкурентоспособными.

Сергей Кузнецов объясняет, что в его компании пока что можно взять в прокат только отечественные автомобили, и связано это именно с рискованностью бизнеса. А Алексей Мартьянов рассказывает, что после долгих размышлений компания решила ввести ограничение на прокат автомобиля по возрасту, теперь арендатору должно быть от 25 лет. «Были случаи, когда брали автомобиль молодые люди, а мы в городе видели, что в этой машине сидят, вообще, какие-то подростки. Приходилось вызывать ГИБДД, отбирать машину, задерживать этих лиц, как незаконно находящихся в автомобиле. Поэтому мы пришли к тому, что теперь выдаем машины лицам старше 25 лет, как более ответственным», — говорит Алексей Мартьянов.

Участники рынка отмечают, что многие случаи повреждения арендуемого автомобиля не являются страховыми. «Например, кататься по бордюрам, гнуть колеса, делать на них грыжи — это не страховые случаи. Многое зависит от того, кто принимает автомобиль. Необходимо осмотреть салон, багажник, моторный отсек. Бывает, пытаются сдать машину без запасного колеса или с прожженной обивкой салона», — говорит Сергей Кузнецов. В этих случаях прокатчики изымают стоимость повреждений машины из залога, при большем ущербе подают на клиентов в суд.

Операторы рынка сходятся во мнении, что необходимо снижать риски бизнеса. По их словам, иначе рынок аренды автомобилей не сможет развиваться достаточно динамично, чтобы покрывать растущие потребности клиентов. Предлагаются разные варианты решения проблемы — от более строгого контроля действий клиентов до создания базы данных недобросовестных арендаторов, по аналогии с банковскими кредитными бюро.

Алексей Мартьянов:
У нас есть база данных по нашим недобросовестным клиентам, и мы пытались создать общую базу с другими участниками рынка. К сожалению или к счастью, но выяснилось, что «черные списки» разных компаний пересекаются. Если бы удалось создать общую базу по всем игрокам, было бы интересно.

Хитрая реклама. Эксперты «bc» отмечают, что на пермском рынке проката автомобилей, несмотря на его недолгую историю, начинает формироваться конкуренция. «Если раньше существовало только два-три проката, сейчас работают уже порядка 10-15, а может быть, и до 20 прокатных фирм, — говорит Алексей Мартьянов и тут же добавляет, — в разных прокатах обслуживается свой сегмент клиентов». А Иван Шапошников из компании «Агама» вообще считает, что «присутствие конкурирующих компаний на рынке в настоящее время не создает достаточных барьеров для входа на рынок новых игроков и роста существующих».

Сергей Кузнецов и Алексей Мартьянов солидарны во мнении, что прокатные организации, работающие при больших технических центрах, имеют преимущество перед остальными, поскольку могут обслуживать машину на более выгодных условиях. Кроме того, прокатчики при автоцентрах имеют больше возможностей и для привлечения клиентов, так как информация об услуге часто указывается на сервисных книжках.

В условиях конкуренции участники рынка вынуждены предлагать новые услуги, хотя сами прокатчики признаются, что уже использовали практически все возможные виды сервиса. Пермские прокатчики предлагают прокат автомобиля с водителем, доставку машины клиенту, услуги по мойке и заправке, бесплатную эвакуацию в случае поломки. Пока рынок еще достаточно свободен, отношения между пермскими прокатчиками относительно мирные, однако уже сейчас некоторые участники рынка выражают недовольство действиями конкурентов:

Часто появляется не совсем добросовестная реклама. Например, пишут, что нет залога или указывают удивительно низкую цену. А оказывается, что там еще много условий разных, в итоге еще и дороже, чем у нас, получается. А если клиент туда придет, они его уже не отпустят, пока машину не возьмет.

Почти продажа. По мнению экспертов, будущее пермского рынка проката автомобилей за организациями, которые наладят качественное обслуживание автомобилей. Как говорят собеседники «bc», в настоящее время отмирает часть мелких компаний, занимавшихся прокатом, остальные начинают следить за техническим состоянием автомобилей.

Иван Шапошников считает, что в скором времени в Перми можно ожидать роста объемов рынка автопроката:
Тенденция к росту рынка проката четко прослеживается на примере других активно развивающихся регионов, следовательно, есть основания рассчитывать на развитие и укрепление этого направления и в нашем регионе.

А по мнению Алексея Мартьянова, будущее рынка будет зависеть от социального положения общества. «Потребность в иномарках достаточно высока, и отечественные автомобили будут брать только те люди, для кого принципиально важна стоимость аренды. А люди, выбирающие комфорт, безопасность, будут пользоваться автомобилями иностранного производства», — говорит г-н Мартьянов.

Говоря о возможностях увеличения спектра предоставляемых услуг, участники рынка называют появление скидок постоянным клиентам и снижение суммы залога. По мнению Ивана Шапошникова, на пермском рынке проката следует ожидать расширения модельного ряда, появления автомобилей более высокого класса. Кроме того, компания «Агама» планирует сосредоточить усилия на транспортном обслуживании предприятий и организаций Перми и области.

Единственное новшество, которое может действительно повлиять на пермский рынок автопроката, — появление долгосрочной аренды автомобилей. По словам Дмитрия Брезгина, заместителя директора по продажам компании «Обухов-Урал», автосалон «Вольво», пока не отличающийся от конкурентов услугами проката, в будущем планирует предложить клиентам долгосрочную аренду автомобиля сроком до 2 лет. По мнению прокатчиков, это может привести к появлению на рынке совершенно новой ниши.

Поделиться:
Все новости компаний