Газета
 17 октября 2005, 00:00   4240

Бизнес-флора

Процветающий цветочный бизнес Перми сформировался достаточно давно, и появление новых игроков на нем маловероятно. Дальнейшее развитие рынка будет происходить за счет человеческого фактора.
Процветающий цветочный бизнес Перми сформировался достаточно давно, и появление новых игроков на нем маловероятно. Дальнейшее развитие рынка будет происходить за счет человеческого фактора.

Бизнес-флораВ России и за рубежом цветочный бизнес считается одним из самых низкорентабельных. В то же время, по данным www.rbcdaily.ru, ежегодный оборот цветочного рынка России – порядка 500 млн долларов, хотя большая часть прибыли и приходится напраздники.

Пермский «зеленый» рынок давно сформировался, и теперь его участники привлекают клиентов с помощью человеческого фактора. К тому же среди пермяков уже появились люди, которые дарят цветы не только по определенному поводу.

Знаковые злаки. В Перми цветочный рынок стал развиваться только в перестроечное время. До тех пор монополия фактически принадлежала совхозу «Цветы Прикамья» и нескольким тепличным комбинатам, среди которых лидировали «Верхнемуллинский» и «Пермский». Кроме продажи цветов, данные предприятия практически не предлагали клиенту никаких дополнительных услуг. Как писали журналисты «bc» в статье «Золотые лепестки» (см. газету «Пермский обозреватель», № 127 (25) за 14 июля 2003 г.), частный сектор в доперестроечное время формировался за счет любителей-огородников, которые «сбывали «нажитое непосильным трудом» преимущественно летом, во время так называемого «дачного сезона». Таких «бизнесменов» было около 5%.

В 90-ые годы их количество значительно увеличилось. Но тогда они существовали, как отмечали журналисты «bc», в виде множества мелких частных предпринимателей, «в качестве поставщика у которых нередко выступали как раз муниципальные совхозы и тепличные комбинаты. Хотя к этому же времени относится практика небольшого по объемам тепличного разведения цветов самими частниками. Самой распространенной формой стали продажи с открытых лотков и в палатках».

После 1996 года в городе сформировались привычные теперь остановочные комплексы. До этого момента простота получения в аренду уличных торговых площадей, а также отсутствие ограничений деятельности частников нормативными и административными актами привели к тому, что ситуация на пермском «зеленом» рынке с трудом поддавалась контролю и учету.

Августовский кризис 1998 года стал переломным моментом и на местном цветочном рынке. Как отмечали журналисты «bc», в тот год многие «погорели», а «те, кто «выжил», в большинстве своем вышли на новый уровень. Появилась ориентация на среднего потребителя, приобретающего цветы, как правило, «только по праздникам». В период с 1998-1999 годов строится большинство цветочных павильонов по так называемому «паевому» принципу, когда под одной крышей торгуют сразу несколько разных частников.

После 98-го года рынок цветов сместился в сторону повышения качества продукции и обслуживания. К тому же другим стал спрос на цветы и оформление. Сейчас, по словам флористов-консультантов, актуально дарить цветы в эксклюзивном оформлении.

На сегодняшний день рынок цветов Перми полностью сформирован, и появление новых игроков, как отмечают специалисты, маловероятно, хотя и не исключено. Другое дело, что новичку будет очень трудно выжить на 90% (по другим оценкам, на все 100%) поделенном рынке. Но с помощью какого-то уникального предложения шансы на выживание у новоиспеченного цветочного бизнесмена повышаются.

По мнению экспертов, среди пермяков сейчас заметен повышенный интерес к горшечным (домашним) цветам и к созданию зимних садов. Увеличился и в целом спрос на цветы.

Анастасия Толоконникова иенеджер компании «Цветочный блюз»:
Происходит это в связи с тем, что у людей улучшилось материальное положение, и они хотят украсить свой быт. Пермяки начали уделять больше внимание поздравительным букетам. Стали повышаться требования и к цветочной срезке, и к флористическому дизайну. Теперь три розы не удовлетворяют потребителя. Поэтому нужны флористы, которые профессионально занимаются составлением букетов и знают модные флористические тенденции. В частности, года полторадва наблюдается интерес пермяков к оформлению офисных помещений и к созданию у себя дома зимних садов.

Изменился спрос горожан еще и потому, что сам ассортимент за последние 8 лет стал другим. Раньше магазинов было не так много, гвоздики привозили из Узбекистана и Таджикистана, розы — из Верхних Муллов и совхоза «Цветы Прикамья». Требования к оформлению букетов также изменились.

Специалисты разошлись во мнениях относительно уровня развитости пермского цветочного рынка. Директор магазина «Нимфея» Елена Галимова полагает, что «Пермь отстает от Москвы по качеству обслуживания, так как у нас еще мало салонов, где клиенту расскажут, что именно продается, смогут дать консультацию по любому цветку и рассказать, как правильно ухаживать за ним». Другие утверждают, что Пермь вполне на уровне.

Татьяна Исаева, руководитель флористической группы «Садовый центр «Бизнес)Букет»:
— Флористы нашей фирмы постоянно участвуют в международных и российских конкурсах, проходящих в Москве. А когда среди филиалов компании «Бизнес-букет» проходил конкурс флористов, то именно специалист пермского филиала заняла первое место.

Сотрудники магазина «Тюльпан» добавили, что «мы не отстаем от Москвы по оформлению букетов и созданию цветочных композиций. Просто в Перми другой потребитель».

Дары флоры. Специфика рынка цветов заключается, во-первых, в его обманчивой легкости и кажущейся неприбыльности. Во-вторых, — в особой рискованности, ведь цветы — товар скоропортящийся. Не всем цветам удается пройти путь до своего потребителя: выращивание — транспортировка — продажа. Предприниматели говорят, что утилизация составляет 20-50%. Порой это связано с тем, что товар пришел не очень качественный, а иногда «покупатель на него не нашелся». Татьяна Исаева пояснила, что «цветок сам по себе очень дорогой, и главное — сохранить его для покупателя. Для этого необходимы определенные условия: для срезанных нужен холодильник (или холодильная комната), где будет поддерживаться температура от +4 до +6 градусов. Горшечным же растениям, наоборот, нужно солнце».

Неприбыльность и особая рискованность цветочного бизнеса не отпугнули желающих заработать на дарах флоры. По словам директора фирмы «Мир цветов» Оксаны Васильченко, «в нашу фирму раз в неделю поставляются цветы: горшечных — до одной тысячи штук, а срезанных — до 26 тысяч штук».

В целом, оптовая фирма ежемесячно может зарабатывать только на цветах, как минимум, 2 млн рублей. Выручка цветочного павильона от продажи срезанных цветов, по сведениям одного из экспертов, может составлять порядка 3-15 тыс. рублей в день. Неудивительно, что цветочный бизнес, как отмечают специалисты, может начать приносить доход через 1,5 года.

Третья специфическая черта российского (в том числе и пермского) цветочного рынка заключается в его импортозависимости. Причина в том, что в годы советской власти инфраструктура отрасли так и не была создана, отсутствовала традиция цветоводства. Согласно данным www.adricons.spb.ru импортеры поставляют на российскийрынок цветов свыше 90% продукции. По официальным данным, Голландия является крупнейшим экспортером цветов в Россию (62% от общего объема импорта). В Перми также лидирует продукция из Голландии, а затем следуют Эквадор, Колумбия и Израиль.

Рекомендуем посетить свадебный магазин Эдельвейс. В этом свадебном салоне свадебные платья в широком ассортименте.

На цветочные цены, из-за зависимости российского рынка от иностранных производителей, в свою очередь влияет большое количество факторов: курсы доллара и евро, таможенные пошлины, цены на бензин. Поставками в Пермь занимаются в основном московские, петербургские, ижевские и частично местные производители.

Производство цветов на местном уровне развито незначительно. По мнению экспертов «bc», «местный цветок» занимает не более 5% (один из экспертов считает, что до 10%). При этом у оптовых производителей, как, например, у ижевского совхоза, есть собственные теплицы и мини-плантации. Но местный цветок все же в основном сезонный, а в той же Голландии можно в любое время года приобрести необходимое растение. Это спасает цветочников в самый пиковый период года, который наступает со 2 по 11 марта. В эти праздничные дни, по данным www.redlinemedia.ru, магазины имеют 10-15% годового оборота, а цены на цветы при этом поднимаются, по разным данным, от 2 до 5 раз. Также знаковыми праздниками для цветочников стали День Святого Валентина, отчасти 1-е сентября, Пасха, а также профессиональные праздники, в частности, день нефтяника и бухгалтера, и свадьбы. Свадебные торжества, проходящие преимущественно летом и в начале осени, в свою очередь помогают бизнесменам «зеленого» рынка ликвидировать некоторый спад интереса к цветам. Спад этот связан с периодом отпусков и с выходом на арену местных цветов. В целом же, мертвых сезонов (кроме незначительных спадов) на пермском цветочном рынке не наблюдается. Однако в плане продажи и оформления букетов специалисты отмечают консерватизм Перми.

Цветочное меню. В советские времена в ассортименте пермского цветочного рынка преобладали гвоздики и тюльпаны. В дальнейшем рынок стал развиваться, и теперь ассортимент продукции насчитывает, в среднем, 100-500 сортов срезанных цветов и такое же количество горшечных. Цены на цветы, в среднем, везде одинаковые, особенно в центральных районах города. На окраинах и в отдаленных районах ценовую политику цветочные бизнесмены ведут с учетом возможностей потенциальных покупателей, поэтому цены там обычно немного ниже. В целом, цена на горшечную продукцию составляет 30-6000 рублей в зависимости от высоты и сорта растения, а на срезанные цветы — от 20 до 2000 рублей. Среди последних у пермяков наибольшим спросом пользуются розы, хризантемы, гвоздики. При этом предельной цены на дары флоры и среднего чека, как говорят специалисты, не существует. Все зависит от желаний клиента. Самой популярной среди экзотических цветов является орхидея, цена на которую может достигать на маленькие экземпляры 200-300 рублей, а на большие – 1500-2000 рублей. Само оформление цветка также не имеет предельной цены, минимальная же – 10 рублей. Торговля сопутствующими товарами (открытками, игрушками и т. п.) приносит, как правило, цветочникам 5-15% ( иногда до 60%) прибыли.

Почти во всех магазинах и крупных павильонах предоставляется услуга доставки купленного товара (от 100 рублей по городу).

Во второй половине 90-х годов стало ясно: не нужно быть искусным предпринимателем, чтобы продавать срезку. Завлечь клиента, не снижая цен на товар, и получать достойную прибыль можно, продавая дизайн: яркие, эксклюзивные букеты и композиции. Неудивительно, что одним из главных людей в цветочном бизнесе стал флорист. Профессиональных же флористов в Перми, как и в других российских городах, найти очень трудно. По мнению директора фирмы «Цветы Надежды» Веры Осокиной, «сейчас в городе, возможно, есть только 1% хороших специалистов». Однако обучение профессии флориста стоит дорого. К тому же в Перми, кроме частных курсов и курсов по повышению квалификации, можно выучиться только на цветовода. Обычно цветочные магазины сами растят своих специалистов.

Цветочная паутина. Пермский рынок цветов полностью сформирован и развит, и при его стабилизации идет серьезная конкуренция. Как заметила Вера Осокина, «конкуренция очень большая, да и бизнес этот непредсказуем, очень тяжелый». Среди известных игроков выделяются бывшие лидеры этого рынка. Не все муниципальные предприятия сегодня могут справиться с высокой конкуренцией. Так, предприятие «Цветы Прикамья», которое снабжало раньше весь город продукцией, теперь само закупает срезанные цветы у поставщиков. Сейчас, как говорят сотрудники организации, «проходит реконструкция теплиц, поэтому мы вынуждены закупать цветы». На сегодняшний день от некогда большой сети остался один магазин, в котором преобладают горшечные цветы.

Не потерял свои позиции на рынке «Тепличный комбинат Муллинский». В пользовании комбината находится 10,5 гектара зимних теплиц, из которых 0,4 гектара заняты цветами. На данный момент хозяйство не только не снизило объемы цветочной продукции, но и планирует расширить ассортимент. Как сообщила заместитель руководителя по производству «Тепличного комбината Муллинский» Татьяна Куланова: «На сегодняшний день мы поставляем городу ежегодно до 40 тысяч тюльпанов, 50-60 тысяч роз, 20 тысяч хризантем, а также альстермерии, каллы и выращиваем до 100 разновидностей горшечных культур. Планируется выращивать лилии и новые горшечные культуры. Для этого у нас есть все возможности: и площади, и специалисты. Главная же проблема комбината связана с увеличением тарифов на тепло– и энергоносители».

«Дикие» продавцы по-прежнему продолжают торговать на улицах города и довольно успешно. По мнению экспертов «bc», уличные цветочники занимают 1-5%. К тому же торгуют они сезонно – с конца весны до начала осени – и конкуренцию магазинам и павильонам почти не составляют. «У них цветы покупает определенная часть населения. Они работают для людей с небольшим достатком», — говорят эксперты. Однако, как отмечают флористы-консультанты салона-магазина «Гран-при», «уличные цветочники летом забирают у нас 30%, даже 50% выручки. Они не оплачивают аренду торгового помещения. К тому же бабушки эти даже не сами выращивают продаваемые цветы, а перекупают их. Но все-таки мы им конкуренцию не составляем, т. к. продаем другой товар, у нас разные рынки. Да и смысла нет продавать те же цветы, хотя у них есть кое-что и дороже, чем у нас, просто люди привыкли: раз на улице, значит, дешевле».

Все эксперты «bc» сошлись во мнении, что в Перми строительство цветочного супермаркета себя не оправдает, будет нерентабельным. По словам г-жи Исаевой, «если торговать в таком супермаркете будет одна фирма, то это очень дорого, из мира фантастики».

Как отметила директор магазина «Цветы Надежды», «в огромном магазине трудно создать необходимый микроклимат». Эксперты из «Цветов Прикамья» добавили, что «лучше сделать несколько маленьких магазинов. Там и цены разные станет, и оформление, и выбор. А еще лучше организовать торговую сеть».

В Перми уже созданы «цветочные паутины» из павильонов и салонов-магазинов, есть и крупные оптовики, и ландшафтные дизайн-студии. Дальнейшему развитию пермского «зеленого» рынка будет способствовать стремление людей к красоте, а также улучшение финансового благосостояния. В частности, как считает Татьяна Исаева, «ассортимент цветочной продукции расширится». Однако, как полагает Вера Осокина, «рынок пермских цветов может пойти и по пути поглощения маленьких цветочных фирм и магазинчиков более крупными. Хотя во всем мире есть уличные торговцы цветами и небольшие магазины». Основное же направление развития пермского цветочного рынка, по мнению всех экспертов «bc», произойдет за счет человеческого фактора: повысится качество, уровень обслуживания.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний