Газета
 10 октября 2005, 00:00   1023

Темница на свету

Пермская галерея начала сезон с демонстрации уникального памятника.
Автор: Кирилл Перов
Пермская галерея начала сезон с демонстрации уникального памятника.

В день святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в пермской галерее состоялась презентация действительно мирового значения. Посетители увидели скульптуру XVIII века «Христос в темнице» из прикамского села Пашия. Тема сюжета не нова, но это уникальный памятник русской храмовой скульптуры и архитектуры. Фигуру Христа в галерее можно было видеть и раньше, но полный комплекс прибыл из Москвы недавно. В течение 8 лет он находился на реставрации во Всероссийском центре Грабаря, над его восстановлением трудились художники-реставраторы Москвы и Перми. Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры России и частного фонда «Новая коллекция» (г. Пермь) работы удалось ускорить и завершить их за полгода.
Надежда Агишева, фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:
— Интересы фонда сначала были обращены на современное искусство, искусство XX века. Нам казалось, что пермская деревянная скульптура достаточно известна и не обделена вниманием. Но решением экспертного совета галереи было принято решение о том, что именно «Христос в темнице» нуждается в немедленной реставрации. Когда мы начинали работу, то совершенно не представляли, за объект какой ценности беремся.
В реставрацию было вложено 25$ тысяч от фонда «Новая коллекция», гранты от Министерства культуры РФ поступали поэтапно в течение трех лет и в общей сложности составили более 460 тыс. рублей. В результате проведенных работ были укреплены конструктивные элементы памятника, левкас и красочный слой, нанесена тонировка и защитное покрытие, реконструированы ткани. В данный момент специалисты решают, сохранить ли памятник в археологическом виде или воссоздать утраченные элементы. Пока большинство соглашается c позицией: «Пусть новое не мешает старому». Так, элементы-новоделы можно сделать съемными: при необходимости их можно будет удалить и представить памятник в том виде, котором он дошел до наших дней. Еще не все элементы композиции восстановлены: например, одна часть резной темницы изначально несимметрична другой (это достоверно установлено), и реставраторы думают, как поступить с рисунками, которые были утрачены.
Надежда Беляева, директор Пермской государственной художественной галереи:
— Значение этого памятника трудно переоценить. Примечательно, что воздвижение креста произошло накануне праздника Крестовоздвиженья. Это получилось совершенно случайно, но мы считаем это хорошим знаком. Отреставрированный памятник ждет долгая галерейная жизнь.
В новый сезон пермская галерея входит не только с радостью за спасенный шедевр. Новости есть и в другом выставочном зале: в дар городу были принесены семь рисунков Павла и Александра Сведомских. Наследие известных русских художников хранит в своей семье господин Этторе Ребекки. Житель Сан-Ремо говорит, что до знакомства с пермской галереей у него и в мыслях не было отдать что-то из коллекции. Но после визита в Пермь и знакомства с родовым именем Сведомских господин Ребекки подарил не только графические рисунки, но и карту семейных владений братьев. На открытии нового сезона он преподнес директору галереи еще и гравюру с изображением русской церкви от лорд-мэра Сан-Ремо.
Рисунки Сведомских и карты, подписанные Павлом Дягилевым, приобрели инвентарные номера и пополнили фонды пермской галереи. Скульптура «Христос в темнице» заняла отдельный зал. Руководители галереи начинают сезон в приподнятом настроении, они говорят о том, что абсолютно самодостаточны и могут не рекламировать в своих стенах экспозиции других сокровищниц мира. Довольны они и результатом сотрудничества культуры и бизнеса. Спонсоры, оказавшие поддержку, скромно заявляют, что для сохранения памятников, сделано еще очень мало.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний