Газета
 26 сентября 2005, 00:00   1098

Бензиновые «заморозки»

Пермские нефтетрейдеры готовы поддержать мораторий на повышение цен на бензин. Но не скрывают, что после 1 января 2006 г. стоимость топлива может резко вырасти.
Пермские нефтетрейдеры готовы поддержать мораторий на повышение цен на бензин. Но не скрывают, что после 1 января 2006 г. стоимость топлива может резко вырасти.

Крупнейшие нефтяные компании России объявили мораторий на рост цен на бензин и дизельное топливо до конца этого года. Такое обязательство взяли на себя руководители «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «ЛУКОЙЛа», «Сибнефти», ТНК-ВР и «Татнефти» во время совещания в Минпромэнерго 19 сентября. В обмен на «замороженные» цены правительство обещает предоставить нефтяникам налоговые льготы. Пермские компании поддерживают политику нефтяных магнатов и намерены также не повышать цены на топливо.  

Малая «жертва». Непрерывное удорожание нефти на мировых рынках повлекло за собой рост стоимости нефтепродуктов, в том числе и в России. В Прикамье с января по июль 2005 года оптовые цены за бензин всех марок подорожали с 8 тыс. рублей до 10 тыс. 265 рублей за тонну. Розничные цены естественно в росте не отставали. По данным «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», с середины декабря 2004 года до сентября нынешнего автомобильные бензины подорожали на 3 с лишним рубля, индексы цен на бензин марок АИ-95, АИ-92 превысили 120% с начала 2005 года. Последнее повышение на заправках «ЛУКОЙЛ» в Прикамье произошло 18 сентября, тогда бензин стал дороже на 30 копеек, дизельное топливо на 80. Это, кстати, третье повышение за последний месяц.
Участники пермского рынка нефтепродуктов уверены, что фиксация цен, скорее, выгодна самим нефтяникам, чем кому-то еще. Экономика, говорят они, почти не заметит «замораживания» цен. И «жертва» нефтяников не велика: активный автомобильный сезон закончился, а отопительный еще не начался.
Александр Шакиров, коммерческий директор ФПГ «ДАН»:
— Оптовые цены за последний год выросли в полтора раза по сравнению с розничными.  Последние отставали, их сдерживали сами  крупные нефтяные компании. Сегодня в Прикамье 60% розничной сети занимает «ЛУКОЙЛ», 25-30% — средние трейдеры, остаток — заправки-одиночки. Зимой этого года «ЛУКОЙЛ» также замораживал цены на собственных АЗС, но в то же время росли оптовые цены. Сегодня розничные цены на бензин близки к оптовым, и я не думаю, что их «заморозка»  будет очень выгодна компаниям. Что же произойдет после «оттепели»? Во многом ситуация будет зависеть от мировых цен на нефть и внутренней ценовой политики.  Возможно, крупные компании уйдут в основном на экспорт.

Опасный мораторий. На совещании нефтяных магнатов в Минпромэнерго речь шла только о том, чтобы заморозить цены для конечных потребителей. «ЛУКОЙЛ» даже выпустил в понедельник пресс-релиз, где говорится, что компания с 19 сентября и до конца года замораживает розничные цены на собственных АЗС. Только о розничных ценах говорили и сотрудники «Роснефти». Но как многие считают, замораживать только розницу несерьезно и недостаточно.
Александр Шакиров, коммерческий директор ФПГ «ДАН»:
— Если в Перми мораторий станет реальностью, те трейдеры,  которые перепродают продукт, будут придерживаться цен, установленных производителем. В итоге может получиться, что «магнаты» вытеснят средние компании. А по потребителю «заморозка» ударит тем, что понизится качество на заправках-одиночках, которые, кстати, могут и не выжить в такой ситуации. Ничего не выиграет и потребитель из-за снижения качества бензина.
Финансово-промышленная группа «ДАН» не против поддер­жать решение «заморозить» цены на топливо на своих заправках, не опасаясь разориться. Руководство компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» от официальных комментариев пока воздержалось, оправдывая свое нежелание комментировать «bc» мораторий на цены отсутствием указаний со стороны головной структуры. Но в неформальной беседе сотрудники «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» заверили, что естественно поддерживают решение участников московского совещания в Минпром­энерго, и в Перми цены на бензин всех марок и дизельное топливо будут «заморожены».
После того как цены на автомобильное топливо в январе 2006 года «оттают», все будет зависеть от мировых цен на нефть и внутренней ценовой политики, считают эксперты. Зато решение нефтяников может действительно привести к разорению независимых торговцев бензином. Это произойдет, если компании зафиксируют розничные цены, но продолжат повышать оптовые. С другой стороны, заявляют эксперты, если мировые цены не вырастут или даже несколько упадут, нефтяные генералы могут в январе 2006 повысить цены, мотивируя это 3-х месячным мораторием.
Поделиться:
Все новости компаний