Газета
 12 сентября 2005, 00:00   1058

На готовенькое

Покупка действующих предприятий или инвестиции в работающий бизнес активно развиваются. В Пермской области рынок услуг, по признанию экспертов, не наполнен и имеет большие перспективы роста.
Покупка действующих предприятий или инвестиции в работающий бизнес активно развиваются. В Пермской области рынок услуг, по признанию экспертов, не наполнен и имеет большие перспективы роста.

В последний год в Пермской области произошел настоящий всплеск интереса к новому виду размещения личных денег — магазинам по продаже бизнеса, как правило, малого и среднего. Каждый желающий может приобрести уже существующее предприятие или создать его с нуля по франшизе. Сами операторы считают, что рынок открыт и имеет хороший потенциал роста.
По данным «Центра продажи бизнеса» финансовой группы «ПМ-Инвест», наибольший интерес к готовому бизнесу выражают наемные менеджеры среднего и высшего звена в возрасте около 45-55 лет. Как правило, достигнув успехов на своей работе, накопленные средства они стремятся вложить в собственное дело. Наиболее активной категорией покупателей являются предприниматели, стремящиеся поглотить конкурентов и тем самым упрочить свое положение на рынке.
По словам ведущего бизнес-консультанта пермского магазина готового бизнеса Deloshop Елены Жениховой, «выходят» из бизнеса зачастую те, кто пришел в него в начале перестройки и сейчас окончательно осознал, что данный вид деятельности его не привлекает. Кроме того, нередко расстаются со своим бизнесом люди предпенсионного возраста, не желающие продолжать активную деятельность. Вторая категория продавцов бизнеса — предприниматели, осознавшие, что данный вид деятельности их больше не привлекает, им интересны более глобальные проекты. Они чаще всего предлагают к продаже автосервисы, небольшие магазины. Активно продаются непрофильные активы, отвлекающие средства от основного вида деятельности. Такие бизнесы, как правило, успешны, и их стоимость колеблется от 5 до 30 миллионов рублей.
При этом, по общему признанию участников рынка, спрос пока существенно превышает предложение. Покупатели порой сами не знают, какой конкретно бизнес они хотели бы приобрести. Чаще всего заявляется о желании купить предприятия потребительского сектора: бары, кофейни, небольшие магазины. Альтернативным способом размещения свободных средств является привлечение денег в рамках лизинговых проектов. В частности, компания «ТопКом Инвест» начала работу по привлечению средств физических лиц под 18% годовых. С одной стороны, для физических лиц это является прибыльной альтернативой депозиту, с другой, они фактически вкладывают свои средства в покупку техники, обновление основных фондов предприятия, что является участием в бизнесе. При этом «ТопКом» на выбор предоставляет целый ряд проектов и отраслей, из которых клиент может выбрать объект для инвестиций на свое усмотрение.
Судя по величине проектов, чаще всего продаются небольшие промышленные производства. Еще одна характерная черта продающегося бизнеса — низкая рентабельность, причем порой вызванная не объективными предпосылками и конъюнктурой, а качеством менеджмента.
Ранее  «bc» уже писал о возможности создания альянсов компаний, работающих на «земельном» рынке со строителями («bc» № 29 от 8 августа). Возможно создание альянсов и на самом строительном рынке. Кроме того, по данным экспертов «Центра продажи бизнеса», высока вероятность объединения активов в пищевой промышленности и на рынке продаж бутилированной воды, поскольку именно на них присутствует почти максимальное количество игроков.
«Несмотря на то что большинство инвесторов стремятся приобрести готовое предприятие, примерно в 70% случаев они останавливают свой выбор на франшизе», — сообщила «bc» Елена Женихова. Кроме того, требования к франчайзи в последнее время стали мягче, и это стимулирует развитие подобных технологий в Перми.
Суммы для инвестиций существенно варьируются. По словам Елены Жениховой, нижней планки для вложений в магазине готового бизнеса не существует, нередки обращения с суммой в несколько сот тысяч рублей. Достаточно часто клиенты, рассчитывающие вложить несколько миллионов рублей, готовы привлечь еще такую же сумму в качестве заемных средств для реализации проекта. Нет нижней планки и у «ТопКома», клиент может вложить любые средства в лизинговый проект. Вообще, верхняя планка проектов по купле/продаже бизнесов в Перми, по данным «bc», достигает 30 млн рублей.
При самой продаже сложность заключается в оценке бизнеса. По общему признанию специалистов, компания стоит существенно дороже, если в ней формализованы все бизнес-процессы и создана система управленческого учета. Впрочем, малый бизнес, с которым чаще всего работают «магазины», в первую очередь известен тем, что в значительной мере ориентирован на интересы директора-собственника и во многом зависит от него.
Еще одна проблема — сохранение кадров при продаже предприятия. В редких случаях новый собственник меняет коллектив кардинально, приобретая отлаженный бизнес-механизм для создания «семейного» бизнеса. В остальных ситуациях новый собственник ориентирован на сохранение имеющегося коллектива. Для этого новый и старый собственники совместно работают на предприятии в течение нескольких месяцев, чтобы ввести пришедшего управленца в курс дел и «приучить» коллектив к руководителю.
По словам представителей компаний, занимающихся продажами бизнеса, соответствующий рынок в Перми практически пуст, чтобы удовлетворить его потребность, необходимо создание еще ряда компаний или развитие действующих бизнесов. Впрочем, высока вероятность того, что доминирующее положение на нем будут занимать уже существующие операторы.
Поделиться:
Все новости компаний