Газета
 12 сентября 2005, 00:00   1756

«Сносные» проблемы

Администрация Перми продолжает наращивать темпы сноса ветхого жилья. Достаточно сказать, что только в первом полугодии 2005 года расселено 308 семей из 67 домов. Однако и проблем в этой сфере предостаточно.
Автор: Кирилл Перов
Администрация Перми продолжает наращивать темпы сноса ветхого жилья. Достаточно сказать, что только в первом полугодии 2005 года расселено 308 семей из 67 домов. Однако и проблем в этой сфере предостаточно.

На минувшей неделе в городской администрации состоялся брифинг, посвященный проблеме сноса ветхого жилья на территории Перми. Специалисты департамента планирования и развития территории города Перми рассказали о положении дел в этой отрасли и новациях, связанных с введением в действие нового жилищного кодекса. Главное нововведение – коренным образом изменился порядок предоставления жилых площадей жителям домов, предназначенных для сноса. В то же время появилось предостаточно правовых казусов, связанных с тем, что федеральные и областные власти до сих пор не приняли ряд дополнительных нормативных документов, необходимых для нормального регулирования отношений в сфере жилищной политики.
Снос ветхого жилья, безусловно, – одна из самых сложных и многогранных социальных проблем не только в Перми и области, но и во всей России. В нашем городе, отмечает начальник отдела по приватизации, учету и распределению жилой площади департамента планирования и развития администрации Перми Лилия Половодова, до 2001 года системной работы по сносу ветхого жилья не велось, но с избранием на пост мэра Перми Аркадия Каменева этот вопрос стал одним из приоритетных. С тех пор ежегодно сносятся десятки ветхих и аварийных строений, расселяются сотни нуждающихся семей. К примеру, только за первое полугодие 2005 года снесено 67 домов, расселено 308 семей (см. таблицу). «Но это только начало, – уверена Лилия Половодова, – наша цель –  наращивание объемов сноса ветхого жилья».
Значительно облегчить процедуру сноса ветхого жилья и расселения жильцов призван новый жилищный кодекс. С 1 марта 2005 принцип предоставления площадей жильцам домов, предназначенных под снос, значительно изменился.
Лилия Половодова:
— Если раньше расселение ветхого жилья было связано с числом прописанных в нем жильцов, то по новому кодексу такой зависимости больше нет. Теперь при выселении граждан в связи с признанием их дома непригодным для жилья им должно быть предоставлено равнозначное по площади жилое помещение в черте города.
Таким образом, новый жилищный кодекс призван решить серьезную проблему, с которой ранее сталкивался муниципалитет. В ветхое жилье прописывались все, кто угодно, родственники, друзья, просто чужие люди с одной лишь целью – получить жилье. Бюджет нес значительную и совершенно необоснованную нагрузку.
Расселение жильцов – в любом случае вопрос сложный и болезненный. Далеко не каждого жильца дома, предназначенного под снос, устраивают предлагаемые мэрией равнозначные варианты. Очевидно, срабатывает стереотип, что жилищные условия непременно должны улучшаться, однако бюджетных возможностей для этого нет, да и закон однозначно трактует: расселение из ветхого жилья – не есть процедура улучшения жилищных условий, это продиктовано реальной необходимостью переселить людей в благоустроенное, пригодное для проживания жилье. Нельзя в этом случае рассчитывать, что тебе дадут новую квартиру большей площади и обязательно рядом с домом, где ты проживал ранее. Поэтому процесс расселения жильцов далеко не всегда проходит при взаимном понимании и без вмешательства суда. Однако специалисты мэрии уверяют, что во всех случаях ищут для расселяемых жильцов достойные варианты. Достаточно сказать, что если бы городская администрация просто выполняла формальные процедуры без учета интересов жильцов, некоторые из них могли получить по 10-12 тысяч рублей (в такую стоимость аналитики оценили ряд ветхих домов в районе ул. Революции) и остаться без определенного места жительства. Однако ни одного подобного случая в Перми за последние годы не было. «Конечно, мы не можем просто взять и выплатить жильцам миллион рублей, для этого требуются законные основания, – говорит начальник сектора жилищного права департамента планирования и развития территории Перми Фаина Минх, – но мы ищем приемлемые варианты расселения для каждого».
Изменение жилищного законодательства, несмотря на все достоинства, повлекло за собой и ряд очевидных проблем. Например, ситуация с домом по ул. Гашкова, 28б, где существует угроза обрушения, осложняется правовыми пробелами. Дело в том, что органы местного самоуправления не являются ни собственником этого здания, ни полномочным органом. «По законодательству признать дом аварийным и подлежащим сносу должен орган, наделенный соответствующими полномочиями субъектом Федерации. На сегодняшний день этот орган не определен», – пояснила Фаина Минх.
И еще один пример. С 1 марта 2005 года также изменен порядок предоставления жилья. Теперь право на получение жилплощади из муниципального жилого фонда имеют только малоимущие граждане, чей размер доходов не превышает определенную планку. Однако эта планка также до сих пор не определена субъектом Федерации. К слову, на сегодняшний день в очереди на получение жилья стоят 18 тысяч пермяков.
Впрочем, и в условиях законодательных барьеров администрация Перми на сегодняшний день делает все для того, чтобы качественно и эффективно реализовывать жилищную политику.

Статистика сноса и расселения ветхого жилья в Перми в 2001­2005 гг.

Снесено домов
Расселено семей
2001
95
 
799
 
2002
65
 
442
 
2003
55
 
327
 
2004
85
 
477
 

2005 (первое полугодие)

67
 
308
 
Источник: администрация г. Перми
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний