Газета
 15 августа 2005, 00:00   982

По теории модернизации

Несмотря на модернизацию и диверсификацию пермских предприятий, «промышленный» сегмент климатического рынка (вентиляция, кондиционирование, обогрев) признан отстающим. По мнению некоторых экспертов, это своеобразный «индикатор» истинного положения вещей в прикамской промышленности.
Несмотря на модернизацию и диверсификацию пермских предприятий, «промышленный» сегмент климатического рынка (вентиляция, кондиционирование, обогрев) признан отстающим. По мнению некоторых экспертов, это своеобразный «индикатор» истинного положения вещей в прикамской промышленности.

Процессы модернизации и диверсификации пермских предприятий, развернувшиеся в 90-е годы, не привели к формированию мощного «промышленного» сегмента на климатическом рынке. По словам представителей его крупнейших операторов, спрос на услуги климат-компаний со стороны промышленников остается невысоким, что можно объяснить сохраняющейся среди крупного бизнеса идеологией минимизации расходов в противовес оптимизации.
В отличие от других корпоративных клиентов (в первую очередь, инвесторов и собственников коммерческой недвижимости), владельцы предприятий продолжают экономить на климате (вентиляции, кондиционировании, обогреве), что, по мнению климат-компаний, можно считать определенным «индикатором» реального положения дел в пермской промышленности.
По мнению генерального директора инжиниринговой компании «Арт-Климат» Сергея Гурьянова, «промышленный» сегмент все же развивается, хотя темпы развития  невысокие. Основной источник роста — реконструкция производства. Примечательно, что значительная часть работ по установке специализированного оборудования осуществляется зарубежными и московскими компаниями-поставщиками. «Естественно, работа в данном сегменте напрямую связана с самим производством. Речь идет о поддержании температурно-влажностных режимов, что требует высокой квалификации сотрудников климатических фирм. Даже незначительные ошибки могут привести к браку на производстве», — подчеркивает г-н Гурьянов. По мнению генерального директора компании «Термолюкс» Игоря Сырчикова, главный акцент — не собственно климатическая составляющая, а обеспечение нормальных условий труда.
Игорь Сырчиков называет в качестве основных маховиков развития сегмента три процесса. Это модернизация, часто связанная с диверсификацией (что характерно для предприятий «оборонки»), желание более рационально использовать производственные площади, а также элементарный физический износ оборудования. Второй случай требует отдельного рассмотрения. Значительная часть предприятий, получивших в наследство от советских времен производственные корпуса внушительных размеров, зачастую вынуждены отапливать пустое пространство. В сегодняшней ситуации собственники считают подобные траты непозволительными.
По мнению руководителя «Арт-Климата», почти все крупные пермские компании обладают амбициями работать с промышленными заказчиками, однако степень их подготовленности разнится. По словам г-на Гурьянова, ответственность при выполнении подобных заказов значительно выше ответственности при установке оборудования в коммерческой недвижимости. При этом сегмент все равно выглядит привлекательным, поскольку дает длинные деньги и постоянную работу. «Небольшую компанию контракт на год-полтора может «подсадить», не всем это по зубам», — заявил BUILDING b.c. Сергей Гурьянов. Один из операторов рынка отметил в беседе с газетой, что оценить среднюю стоимость проекта очень сложно: «все крайне индивидуально», однако все же назвал цифру — от 2 млн долларов.
Игорь Сырчиков считает, что невысокий спрос объясняется двумя причинами: во-первых, крупные предприятия ранее обладали своими бригадами, работающими с вентиляционным оборудованием, и сейчас сохраняется желание сделать все самостоятельно; во-вторых, есть стереотип, что ничего сложного в климате нет, все можно «сделать на коленке».
Тем не менее, все участники рынка сходятся в том, что спрос, а вместе с ним и рынок будут расти. «Психология меняется, изменится и подход промышленников к условиям труда и производства», — считают операторы.
Поделиться:
Все новости компаний