Газета
 08 августа 2005, 00:00   956

В поисках клондайка

Михаил Антонов – о причинах снижения темпов роста прикамской экономики, заветных желаниях администрации области и «каркасе расселения».
Михаил Антонов – о причинах снижения темпов роста прикамской экономики, заветных желаниях администрации области и «каркасе расселения».

В новой структуре администрации Пермской области Вы будете курировать блок экономического роста. Какова его специфика?
— Блок построен таким образом, что, фактически, является самодостаточным с точки зрения обеспечения условий для развития экономики региона. Если раньше, во всех предыдущих структурах, эти функции принадлежали отдель­ным блокам, курировались разными заместителями губернатора, то теперь во многом они собраны воедино.
   Во-первых, под одной крышей оказались отраслевые департаменты, то есть все те подразделения, которые занимались отраслями, не связанными с инфраструктурой. Это четыре подразделения: департамент промышленности и науки, главное управление природопользования, комитет потребительского рынка и департамент АПК и продовольствия. В новой структуре отраслевой дивизион будет сконцентрирован в двух департаментах: промышленности и природопользования и АПК и потребительского рынка.
С чем это связано, почему администрация занялась укрупнением департаментов?
— Во-первых, это связано с тем, что многие процессы являются сквозными. Ни для кого не секрет, что экономика региона во многом ориентирована на сырьевой сектор. И координирование действий департаментов должно дать определенный синергетический эффект. Вторая часть блока — это так называемый штабной департамент экономического развития, который формируется из нескольких подразделений. Это часть главного управления экономики, прежде всего та, которая занималась управлением отраслями, управление международных и внешнеэкономических связей и часть управления труда. Но экономический блок не заканчивается новым составом органов исполнительной власти. Есть еще четыре организации, которые, так или иначе, занимаются прикладными вопросами реализации экономической политики: агентство содействия инвестициям, Уральский фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия венчурным инвестициям и «Пермское АИЖК». Это состав блока, который формируется из органов исполнительной власти. Но есть еще большое количество организаций, которые входят в ареал деятельности этого блока: федеральные органы, занимающиеся регулированием рынков, саморегулируемые организации, ТПП, «Сотрудничество» и отраслевые объединения.
Что касается целей и задач, которые ставятся перед блоком, их регулирует методика оценки органов исполнительной власти. В ней есть главные критерии, по которым будет оцениваться работа блока: показатели количества рабочих мест, средней заработной платы, прибыли и инвестиций. Во главу угла ставится рост числа рабочих мест и заработной платы; прибыль, инвестиции и ряд других показателей — это индикаторы второго уровня, которые призваны обеспечить выполнение ключевого показателя.  
 Экономика Пермской области, несмотря на продолжающееся увеличение цен на нефть, растет все медленнее (за 1 квартал 2005 года — 1,4% против 7,2% за аналогичный период 2004 года). В чем причина замедления роста?
   — Основная причина в том, что фактически все наши ведущие предприятия достигли предела загрузки своих мощностей. Разумеется, за счет оптимизации они увеличивают производство. Но говорить о приросте в 10—15% без масштабных инвестиций, наверное, в таких условиях тяжело. Сегодня наши флагманы — «Уралкалий», «Соликамскбумпром», «ЛУКОЙЛ» — ищут пути, правда, находятся на разных стадиях. Впрочем, эта причина является побуждающей. Все эти предприятия видят, что сейчас на мировых рынках потрясающая конъюнктура, и они стараются провести мощную модернизацию, потому что есть возможность получить максимум прибыли.
Вторая причина — серьезные проблемы с рынками сбыта у наших несырьевых отраслей, в первую очередь, машиностроения и оборонки. А поскольку предприятия имеют проблемы со сбытом, они не могут быстро модернизировать продукцию в соответствии с потребностями рынка. Но необходимо отметить, что потеря рынков – лишь одна из проблем. Сама специфика пермского машиностроительного комплекса заключается в том, что предприятия ориентированы на оборонный комплекс, на крупные государственные контракты. А в условиях, когда большинство из этих предприятий федеральные, ситуация для них получается непростой. Кроме того, в регионе пока слабо развит малый и средний бизнес, и наши проекты в сфере предпринимательства и инновационных технологий направлены на рост сектора.  
Одним из главных лозунгов экономического роста становится привлечение инвестиций в регион. Какие отрасли Пермской области на данный момент наиболее инвестиционно привлекательны, и намерены ли региональные власти ввести в этот список новые сектора экономики?
   — Инвестиционные возможности есть во всех сферах, только они различны. Взять хотя бы ту же нефтяную отрасль. Казалось бы, это сфера деятельности ЛУКОЙЛа, однако на территории региона есть малые месторождения, которые предприятию разрабатывать невыгодно. Мы постараемся сделать так, чтобы все объекты, которые выставляются через конкурсы по недропользованию, находили спрос. И у нас, и у федеральных органов власти есть определенные рычаги, чтобы сделать эти месторождения более привлекательными для бизнеса.
Отрасль, около которой инвестиционный климат становится все более привлекательным, — это лесная промышленность. У Пермской области есть масса конкурентных преимуществ, чтобы инвестиции пришли к нам, а не в другие регионы. Мы рекламируем эту отрасль, приглашаем инвесторов и сегодня чувствуем результаты. Пока еще не реализовались наши заветные желания, например, по строительству нового ЦБК, но средний бизнес приходит в отрасль, это заметно.
В пищевой отрасли существуют привлекательные ниши в молочной и мясной переработке. В машиностроении и оборонке также есть инвестиционные возможности, но рынок пока не структурирован, и его объем до конца не установлен.
Еще одна отрасль, которая присутствует на территории региона, но развита слабо — это транспортно-логистическая. В области есть крупные федеральные и межрегиональные транспортные магистрали, грузопоток через регион огромный. И этот поток нуждается в квалифицированном обслуживании. Как инвестиции в регион коррелируют с «каркасом расселения»?
— Если мы более внимательно прочитаем доклад губернатора, то увидим тезис о том, что «каркас расселения» формируется де факто уже десятки лет. Понятно, что выбор места проживания — во многом инициатива каждого отдель­ного человека. Принципиальный вопрос, который надо решать администрации области, — за мы или против этого миграционного потока. Если за, то мы заявляем, что намерены инвестировать в те точки, где сформирован определенный жизненный стандарт, развиваем территорию, создаем больше возможностей — это и будет точка роста. А жителям депрессивных территорий мы честно говорим, что провести в их район электроэнергию, газ, тепло стоит дорого. Мы это сделаем, если жители будут готовы платить. Подобное может показаться несправедливым по отношению к конкретным гражданам, в первую очередь, депрессивных населенных пунктов, но справедливо по отношению к жителям области в целом. Поэтому, если мы против миграции, то, доводя дело до абсурда, нам надо закрывать Пермь, отбирать паспорта у населения. Это единственный путь противодействовать желанию людей жить там, где лучше, легче. Безусловно, остается проблема тех, кто остается, в первую очередь, стариков. Конечно, надо вводить компенсационные механизмы, стимулировать их переселение, искать новые формы. Но, к сожалению, СМИ зачастую видят только эту сторону. И не понимают того, что инвестиции в депрессивный населенный пункт не только фантастические по величине, но и неокупаемы. И я думаю, что сегодня администрация в лице и. о. губернатора заявила о своей честной позиции. И чтобы обеспечить динамичное развитие точек роста, нужны инвестиции, причем серьезные. Но откуда взять деньги, если мы вложимся в те территории, на которых ничего не будет? Это не значит, что проблемные районы вычеркнут из жизни, в противном случае все будут жить по границам Пермского района. Просто нужны другие формы: принципиально иные типы населенных пунктов, вахтовые методы работы, новые технологии ЖКХ, концентрация жителей в опорных поселениях. Там, где бизнес формулирует заказ, планируя инвестировать, мы готовы построить дорогу, провести коммуникации, но отдача должна быть адекватной. Если мы вложим туда миллиард, то должна быть уверенность, что через определенное время получим пять миллиардов.
Поделиться:
Все новости компаний