Газета
 25 апреля 2005, 00:00   1527

«Верните прибыль»

Вячеслав Белов: «Снижение налога на прибыль может обернуться значительной инвестиционной составляющей. С учетом уменьшения ставки, бизнесу будет выгодно и интересно работать на территории Пермской области»
Вячеслав Белов, руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу – о налоговых льготах, «серых» зарплатах и «оптимизационных» схемах.

Как Вы оцениваете инициативы администрации Пермской области, в частности, речь идет о снижении налога на прибыль с 24 до 20% и уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства? Как это скажется на наполняемости бюджета?
– Действительно, возможность снизить ставку налога на прибыль с 24 до 20% – в рамках полномочий администрации Пермской области и Законодательного собрания. Логика в этом, конечно, есть: снижение налога может дать значительную инвестиционную составляющую, бизнесу будет выгодно и интересно, с учетом снижения ставки, работать на территории Пермской области. Однако стопроцентно гарантировать результат очень сложно.
По налогу на доходы физических лиц ставка и так минимальна. Другое дело, что и обладминистрация, и комитет по бюджету Совета Федерации в ходе выездного заседания рассматривали возможность уплаты НДФЛ не по месту осуществления деятельности налогового агента, а по месту жительства физических лиц. Есть несколько вариантов уплаты, сейчас обсуждаются два. Первый – достаточно дорогой, когда налоговый агент платит налог за каждое физическое лицо по месту его жительства. Каждый раз для определенного налогоплательщика необходимо создавать отдельное налоговое поручение. Есть, на наш взгляд, более дешевый вариант – когда налоговый агент перечисляет налог в бюджет по всем платежам совокупно. Но в данном случае потребуется всеобщее декларирование, а это большие затраты. Я думаю, что это – вопрос будущего, поскольку экономический эффект не превысит вложенных средств. Хотя идея разделения платежей не всегда полезна. Взять Пермь и Пермский район – администрация последнего находится на территории областного центра, туда ходят городские автобусы. Есть множество услуг, которые житель Пермского района может получить в областном центре, поэтому упрощенно говорить, что деньги поступают не в тот бюджет, мы не можем.

Сколько потребуется средств на нововведения?
– Техническое переоборудование, по подсчетам, в частности, нижегородцев, обойдется нам почти в 2 млн долларов.

Существует ли необходимость снижения ставок налогов? Если да, то каких и на сколько?
– На сегодня сложилась парадоксальная ситуация: почти никто из тех, кто реально оценивает ситуацию, не требует снижения ставок. По состоянию на 2005 год по всем основным налогам уменьшение ставок произошло. Налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на доходы физических лиц – их ставки снижены. Сегодня речь идет о том, чтобы максимально упростить уплату, налоговое администрирование.

Как Вы относитесь к предложениям по изменению порядка предоставления льгот по налогу на прибыль крупнейшим налогоплательщикам, предложенные Законодательным собранием (льгота предоставляется вне зависимости от доли, которую предприятие инвестирует в развитие, а просто по валу)? Необходимы ли налоговые льготы вообще?
– 25 статья Налогового кодекса никаких изъятий по размеру для налогоплательщиков не предусматривает. От объемов платежей налоговые льготы совсем не зависят. Идея Олега Анатольевича Чиркунова может быть связана с условиями предоставления льготы. Этот план пока не реализован, хотя имеет право на существование иная точка зрения: налогоплательщики должны находиться в равных условиях, сколько бы они ни платили в бюджет. В противном случае возникает соблазн – чтобы получить льготу, необходимо создать большой холдинг. Вообще, кроме льгот, которые носят социальный характер, особых режимов вводить не стоит, поскольку бизнес должен сам определяться, куда пойдет. Как фискал сообщаю, что любая специфика усложняет и удорожает уплату налога.

В ходе выездного заседания комитета по бюджету Совета Федерации была высказана мысль об отсутствии необходимости снижения ставок налогов и формировании инвестиционной налоговой политики. Как Вы к этому относитесь?
– На сегодняшний день в России есть профицит федерального бюджета, большой стабилизационный фонд. Логично было бы их эффективно использовать, чтобы была инвестиционная привлекательность этих действий, те же принципы применимы к налоговой политике. Любые изменения в главах НК нужно вести не от ставок, а в зависимости от того, чтобы налогоплательщик был заинтересован развивать производство. Например, ввести амортизационную премию. Есть 25 глава, которая описывает методы амортизации по годам. Правительство говорит, что при введении нового объекта промышленности, 10% амортизационной стоимости списывается без учета того порядка, который действует. В результате база по налогу на прибыль значительно снижена, деньги останутся у налогоплательщика. Я считаю это абсолютно нормальным. Но где гарантии, что деньги пойдут на развитие производства. Вопросы остаются.

Олег Чиркунов неоднократно заявлял, что необходимо уделять повышенное внимание уплате налога на доходы физических лиц. Какая работа ведется в этом направлении? Выросла ли его собираемость в последнее время?
– Работа по «зарплатам в конвертах» – инициатива администрации Пермской области, я думаю, она реализуется совместными усилиями с террорганами ФНС. Мы эту задачу обозначили отдельным пунктом в плане на 2005 год, что подтверждает ее значимость.
Существует определенная сложность с доказательством подобного рода правонарушений, по закону у нас должны быть показания человека, который получает «зарплату в конверте», либо в ходе выездной проверки необходимо зафиксировать документы, которые подтверждают факт выплаты. По нашему мнению, практика уплаты «зарплаты в конверте» широко распространена. На чем основываются наши подозрения? На анализе сумм, которые получают люди в той или иной сфере, в частности, в малом бизнесе. Иногда в очень уважаемых компаниях, в том числе в СМИ, зарплаты – такой мизер! При среднем окладе по региону шесть тыс. рублей популярные телеведущие получают две тыс. рублей. Кроме того, можно оценить имущество. Есть сферы, где крутятся огромные деньги, где даже среднюю зарплату не показывают, хотя мы все понимаем, какие деньги там вращаются.

Какова собираемость налогов на территории Перми и Пермской области? Увеличивается ли она или уменьшается, и с чем это связано? Существуют ли подсчеты, какие потери несет бюджет Пермской области в результате уклонения от уплаты налогов?
– При анализе динамики поступлений по тому или иному налогу приходится учитывать очень много факторов, простое сравнение показателей по годам будет некорректным. Каждый год наблюдается различное распределение между бюджетами всех уровней, новый порядок исчисления, измененные ставки. В 2002 году было собрано меньше единого социального налога, хотя там ставка была больше, чем в 2003 и 2004 годах. Раньше она была 35%, а сейчас 24%.
Если говорить о собираемости налогов, существуют разные методики расчета. Например, можно теоретически предположить, какова собираемость: посчитать показатель средств, которые тратят люди, прибавить увеличение накоплений за отчетный период, взять от этого 13%, полученную сумму сравнить с суммой поступлений. Я уверен, что обнаружилась бы большая разница. В другом варианте методики в основу положена оценка – сколько процентов составляет теневая экономика, столько и недоплачивают.
Наконец, собираемость можно посчитать, исходя из известных цифр: отношение «начислено» к «поступило». Если числитель и знаменатель равны, собираемость – сто процентов или единица. У нас на сегодняшний день собираемость налогов растет.

Как Вы относитесь к оптимизации налогообложения предприятиями? Где проходит грань между легальной и незаконной оптимизацией? Как широко используется прикамскими организациями оптимизация, и насколько она легальна?
– На мой взгляд, грань проходит там, где в ходе оптимизации теряется экономическая целесообразность действий. Например, есть юридическое лицо, которое в целях снижения налогов создает систему ненужных договоров, мероприятий, посредников, причем без экономической обоснованности, только чтобы занизить налоги. Презумпция невиновности, которой обладает сегодня по закону налогоплательщик, должна быть, на мой взгляд, частично ограничена. У нас фискальный орган обязан доказывать, а во всех странах мира наоборот, если налоговики видят возможность применения той или иной схемы, бремя доказательства своей правоты ложится на налогоплательщика. У нас судьи сами порой говорят: «Похоже, что здесь есть схема, но вы этого не доказали».
Известны и такие случаи, когда налогоплательщик может сформировать центр затрат и поместить его там, где сочтет необходимым. Это полностью в рамках действующего налогового законодательства. Такая оптимизация, я уверен, есть. Однако вопрос о том, чтобы деньги остались на территории Пермской области, не относится к компетенции налоговых органов. Зачем создаются торговые дома? Прибыль формируется не на предприятии, а в ТД. Сказать, что это – незаконный способ оптимизации, я не могу. Что сейчас делает Олег Анатольевич Чиркунов? У предприятия есть торговый дом в Москве – платит 24%. Предпринимателям предлагают: верните прибыль в Пермь и будете платить 20%. Вот что пытается сделать региональная власть.
Поделиться:
Все новости компаний