Газета
 18 апреля 2005, 00:00   1055

Низкая результативность

Вопрос финансирования профессионального командного спорта в Прикамье находится в подвешенном состоянии. Потенциал есть, но менеджеры клубов, спонсоры и областные власти придерживаются разного мнения.
Автор: Кирилл Перов
Крупнейшие профессиональные команды региона, «Амкар», «Урал-Грейт» и «Молот-Прикамье», значительно уступают в финансовом аспекте большинству провинциальных клубов России. Спонсоры российского масштаба в профессиональный спорт Прикамья пока не приходят, и судьба пермских команд находится в руках конкретных менеджеров и региональных властей. При этом последние заявляют о намерениях в будущем сократить финансирование профессиональных спортивных команд и не исключают продажу подконтрольных обладминистрации клубов крупным корпоративным структурам.

Бизнес, которого нет
Спортивный бизнес и спортивное спонсорство как одна из его составляющих находятся в России на начальном этапе формирования. При этом спонсорством принято называть все финансовые вложения в спорт, хотя действующее законодательство дает весьма ограниченную трактовку этого понятия. Согласно закону «О рекламе» 1995 года спонсорством является осуществление вклада одного физического или юридического лица в деятельность другого на условиях распространения рекламы о спонсоре, при этом последний не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. Таким образом, лишь единицы российских предприятий или бизнесменов, финансирующих спорт, попадают под определение спонсоров – реклама является конечной целью далеко не для всех. Других корректнее назвать инвесторами или меценатами.

Если в европейских странах инвестиции в спорт – явление широко распространенное, то в России клубы чаще всего финансируются на условиях благотворительности. По мнению экспертов, в РФ пока нет условий для спортивного бизнеса, и подавляющее большинство профессиональных команд во многом зависимы от властей, крупных государственных или частных корпораций. Достаточно назвать лишь несколько компаний, финансирующих клубы футбольной Премьер-лиги: «Газпром» («Томь», «Зенит»), «Сибнефть» (ЦСКА), «Российские железные дороги» («Локомотив»), «Мегафон» («Крылья Советов») и т.д.

Впрочем, и сами спортивные команды России пока не готовы к получению средств на возвратной основе – собственные заработки клубов несоизмеримы с доходами европейских команд. В России пока не научились извлекать прибыль из посещаемости матчей, продажи клубной атрибутики и т.д. Директор по спорту российского агентства Sportima Максим Белицкий в телефонном разговоре с корреспондентом «bc» назвал российский рынок спортивного маркетинга «достаточно сдержанным»:
– Огромные средства команд уходят на заработную плату и трансферы. Это львиная часть бюджетов клубов, и далеко не все готовы выделять средства на спортивный маркетинг. Только единицы команд России заинтересованы в этом, отметил бы футбольные «Локомотив» и «Крылья Советов», а также баскетбольный ЦСКА, который с приходом вашего земляка Сергея Кущенко стал активно заниматься этим направлением.

К слабому уровню спортивного маркетинга стоит добавить и особенности отечественного законодательства – если, например, в Европе значимую часть доходов клубов составляет продажа прав на телевизионные трансляции, то в России такая практика наработана слабо.

По мнению президента ФК «Амкар» Валерия Чупракова, говорить о каком-либо бизнесе в таких условиях не приходится.

Валерий Чупраков:
– Спортивный бизнес как таковой в России пока отсутствует. В первую очередь потому, что это затратный механизм. И перспективы этого бизнеса кроются в развитии детского спорта. Вот когда мы поднимем детский спорт, создадим необходимую инфраструктуру, вырастим профессионалов как в одиночных, так и в командных видах спорта, тогда можно будет говорить о профессиональном спорте как отдельном виде бизнеса.

Фактор личности
По объемам финансирования игрового профессионального спорта Пермская область находится на одном из последних мест среди немосковских регионов, представленных своими командами в высших спортивных дивизионах. К примеру, бюджет играющих в элитных лигах профессиональных клубов Сибири и Урала, опекаемых российскими гигантами нефтегазовой и металлургической отраслей (наиболее яркие примеры – хоккейные команды «Авангард» и «Металлург»), на порядок превосходит бюджеты пермских команд. Основное бремя финансирования в Прикамье несут предприятия регионального масштаба, которые по понятным причинам не могут тягаться по объемам вложений в профессиональный спорт с той же «Сибнефтью». В наихудшем положении из трех гигантов командного спорта региона – «Молот-Прикамье», который в последние годы имел значительную кредиторскую задолженность. Хоккейный клуб больше других профессиональных спортивных команд зависит от областного бюджета. По словам президента ХК «Молот-Прикамье» Олега Кондратьева, доля региональной казны в удельном весе финансирования клуба составляет примерно одну треть. Кроме того, основные спонсоры клуба, «Сильвинит» и «Соликамскбумпром», по словам Кондратьева, не выполнили своих обязательств по итогам прошлого сезона, что стало причиной появления очередных финансовых задолженностей. «Сначала они декларировали одну сумму, сейчас речь идет о другой», – заявил Олег Кондратьев корреспонденту «bc». Одним словом, очередное межсезонье проходит в пермском хоккейном клубе под знаком финансовых проблем, и вряд ли можно ожидать, что в следующем сезоне «Молот» выступит лучше. Впрочем, перед этим пермскому ХК еще предстоит пройти аттестацию в Суперлиге.

Финансовое положение «Амкара» и «Урал-Грейта» значительно надежнее. Команды в меньшей степени зависят от областных средств (их доля составляют 15-20% в бюджете) за счет устойчивого финансирования со стороны, соответственно, ОАО «Минеральные удобрения» и ОАО «Пермэнерго». Впрочем, взаимоотношения между данными предприятиями и финансируемыми ими командами различны. Если менеджмент предприятия «Минеральные удобрения» (генеральный директор Геннадий Шилов является вице-президентом ФК «Амкар») непосредственно определяет задачи на сезон, то «Пермэнерго», по словам заместителя генерального директора БК «Урал-Грейт» Евгения Пермякова, помогает команде «исключительно из соображений благотворительности». Соответственно, различна и взаимосвязь между объемом финансовых вложений и спортивными результатами.

Евгений Пермяков:
– Спонсоры и меценаты не ставят клубу спортивных задач, помогая исключительно из соображений благотворительности. Другое дело – рекламодатели. Они заинтересованы в том, чтобы на наши матчи ходило как можно больше зрителей. Если команда часто проигрывает, мы теряем аудиторию. Поэтому спортивный результат очень важен для нас.

Впрочем, и «Пермэнерго» теперь будет более активно участвовать в управлении баскетбольным клубом – в феврале в состав совета директоров «Урал-Грейта» вошел заместитель генерального директора ОАО «ТГК-9» Роман Нижанковский. Коэффициент «Амкара» в пропорции «финансовые вложения – спортивный результат» выше. Как предполагает один из экспертов «bc», если по размеру доходной части бюджета «Урал-Грейт» занимает 5-6-ое место среди команд российской баскетбольной суперлиги, то «Амкар» по этому параметру – один из аутсайдеров Премьер-лиги. В то же время спортивные результаты двух клубов различны. Поэтому, по мнению президента клуба спортивных единоборств «Пермские медведи», экс-председателя облспорткомитета Владимира Нелюбина, к финансированию команд нужно подходить со здоровой долей прагматизма.

Владимир Нелюбин:
– «Амкар», который финансируется в большей степени благодаря двум людям – Валерию Чупракову и Геннадию Шилову, сегодня является определенным примером для других команд, которые в большей степени зависят от бюджета. Многие говорят, что если бы им дали больше денег, они бы лучше играли. Однако это совсем не факт.

По мнению Владимира Нелюбина, успехи той или иной спортивной команды в регионе во многом зависят от личностей руководителей клубов. «Не было бы меценатов – не было бы сегодня «Амкара» или «Урал-Грейта». Уехал в Москву такой спортивный креативщик как Сергей Кущенко, и «Урал-Грейт» сразу резко сдал, вот что значит фактор личности», –считает г-н Нелюбин.

Вложения в потенциале
Впрочем, сегодняшний финансовый уровень пермских клубов, по мнению экспертов, не является пределом. Потенциал как с точки зрения привлечения меценатов, так и спонсоров в области есть. По словам Валерия Чупракова, руководство клуба провело ряд переговоров со структурами, готовыми поучаствовать в финансировании ФК «Амкар». В настоящее время потенциальные инвесторы «оценивают риски».

Валерий Чупраков:
– В Пермской области достаточно крупных состоятельных предприятий. Но участие их в той или иной программе определяется не генеральным директором единолично, а акционерами. В некоторой степени это является барьером для руководителя, который, может, и рад оказать финансовую поддержку тому или иному клубу. Если потенциальный инвестор согласится, мы готовы рассмотреть варианты размера его доли в клубе.

Значительные изменения уже долгое время назревают и в ХК «Молот-Прикамье», однако пока перемены не наступают. Как сообщил «bc» депутат Законодательного собрания Пермской области Владимир Плотников, еще в декабре ему предлагали войти в попечительский совет клуба. «Планировалось, что в клубе поменяется президент», – заявил Владимир Плотников, – но этого не произошло, до сих пор клуб возглавляет человек, не имеющий отношения к спорту. Тогда я был не против, а сейчас уже не знаю… Если соберется союз единомышленников, одержимый целью поднять пермский хоккей на должную высоту, – это одно, а если скажут: «Владимир Иванович, ты тащи, а мы посмотрим», – это другое».

Интересно, что практически все руководители предприятий, опрошенные «bc», заявляют о своем положительном отношении к спортивному спонсорству. Однако, на их взгляд, оно должно осуществляться «на добровольной основе».

Армен Гарслян, председатель совета директоров ОАО «Метафракс»:
– К спонсорству профессиональных спортивных команд отношусь положительно, но все должно быть на добровольной основе. В настоящее время ОАО «Метафракс» патронирует одноименный футбольный клуб, финансирование которого полностью осуществляется из бюджета предприятия.

Виктор Суетин, генеральный директор ОАО «Стройпанелькомплект»:
– К спонсорству профессиональных команд отношусь крайне положительно. Прежде всего потому, что болею за страну и, конечно, спортивные успехи – это показатель не только хорошей работы спортсменов, тренеров, но и социальной, а значит, и экономической стабильности России. Однако инициатива спортивного спонсорства должна исходить от предприятий, а не диктоваться сверху.

По словам Максима Белицкого, в Пермской области есть потенциал для привлечения спонсоров. «Амкар» собирает на своих трибунах до 20 тысяч человек, по 6-7 тысяч болельщиков приходят в УДС «Молот». Годовая аудитория для потенциальных спонсоров выглядит весьма внушительной», – считает директор по спорту компании Sportima. В то же время есть и сдерживающие факторы. «Понятно, что, например, «Локомотив» по общероссийскому телевидению покажут гораздо чаще, чем «Амкар», в силу хотя бы технических причин. Организовать трансляцию в столице гораздо проще», – говорит Максим Белицкий.

Еще одним фактором, сдерживающим приход меценатов и спонсоров в пермские команды, эксперты называют их непрозрачность. Так, даже и.о. губернатора Олег Чиркунов утверждает, что не знает, кто на сегодняшний день является собственником хоккейного и баскетбольного клубов Прикамья (впрочем, как ни парадоксально, один из источников «bc» сообщил, что эти клубы в настоящее время контролируются именно областными властями). Кроме того, руководство команд старается не придавать огласке и финансовые результаты своей деятельности. Так, председатель совета директоров БК «Урал-Грейт» Аркадий Кац еще в конце 2004 года обещал, что бюджет клуба появится на сайте, но до настоящего времени это не произошло.

«Идеальный вариант»
По словам вице-губернатора Пермской области Олег Ощепкова, курирующего спорт в обладминистрации, власти стремятся снизить бюджетные расходы на содержание профессиональных спортивных команд. По мнению г-на Ощепкова, командному спорту региона нужны менеджеры, которые смогут существенно увеличить объемы продаж. Повышение эффективности руководства спортивных команд называется одной из приоритетных задач обладминистрации на ближайшие годы.

Олег Ощепков:
– Кроме того, что должны быть привлечены деньги каких-то титульных спонсоров, командам необходимо научиться значительно больше зарабатывать на продажах шоу, сувенирной продукции, вплоть до открытия клубов или кафе под собственными марками. Существует достаточно много способов, как заставить раскошелиться лояльных к тому или иному клубу людей, и весь арсенал средств нужно научиться использовать.

По мнению Олега Ощепкова, идеальный вариант разрешения финансовых проблем профессиональных спортивных команд – их продажа представителям крупного бизнеса:
– Идеальный вариант для региона, если мы договариваемся с тем или иным инвестором о покупке команды. Крупная структура берет на себя определенные обязательства, покупая эту команду, и отвечает за нее. Такой вариант практикуется во многих городах мира, и, я думаю, мы бы тоже хотели выйти на этот формат.

По мнению Валерия Чупракова, на данном этапе без государственной политики в области спорта профессиональному спорту не выжить. «Если сокращать финансирование из бюджета, тогда нужно добиваться на уровне Федерации разрешения вводить местный налог на развитие спорта. В этом случае дело сдвинется с мертвой точки», – считает г-н Чупраков.

Впрочем, пока все законодательные инициативы на уровне Федерации принимаются не в пользу профессионального спорта. Негативно сказались на командном спорте ограничения на рекламу пива, помимо того, новая редакция закона «О рекламе», которую Госдума рассмотрит в весеннюю сессию, предусматривает значительное сокращение рекламы во время спортивных трансляций по ТВ (отныне рекламу можно будет транслировать только в перерывах). Вполне прогнозируемо, что и без того убыточному профессиональному командному спорту будет нанесен еще один значительный ущерб. Нет серьезных подвижек в плане финансирования профессиональных спортивных команд и на региональном уровне. «Складывается впечатление, что в Пермской области на профессиональный спорт всем просто наплевать», – предположил один из собеседников «bc». Еще в конце прошлого года, утверждая бюджет на 2005 года, региональные чиновники и депутаты Законодательного собрания договорились в марте встретиться с руководителями клубов и обсудить формы будущего взаимодействия. Однако до сих пор подобных встреч не состоялось, и пока вопрос о финансировании профессиональных клубов на следующий год находится в подвешенном состоянии.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний