Газета
 11 апреля 2005, 00:00   1419

«Дешевле» не значит «лучше»

В последнее время общественность вводят в заблуждение относительно способности авиационного двигателя «Бурлак» конкурировать с ПС-90А-76 в проекте ремоторизации самолетов ИЛ-76. Для того чтобы довести двигатель «Бурлак» до серийного производства, НПО «Сатурн» может потребоваться значительно больше средств и времени, чем заявляют сейчас в Рыбинске, считают специалисты.
С 1 января 2006 года для российских грузовых лайнеров будет закрыта дорога в Европу. Дело в том, что установленные сейчас на самолетах семейства ИЛ-76 двигатели Д-30КП-2 (производства НПО «Сатурн») не соответствуют принятым в Европе экологическим стандартам. Решить эту проблему призвана ремоторизация «ИЛов», то есть замена старого двигателя на новый. Цель проекта, поддерживаемого правительством России, – доведение ИЛ-76 до полного соответствия международным требованиям и ограничениям по шумам и выбросу вредных веществ в атмосферу. Это позволит вернуть самолет на международный рынок грузовых авиаперевозок и эксплуатировать его еще 20-30 лет. А если учитывать тот факт, что на долю ИЛ-76 приходится до 90 процентов всех экстренных и негабаритных перевозок, вопрос ремоторизации самолета актуален как никогда.

Крупнейшим потребителем ИЛ-76 в нашей стране являются военно-воздушные силы. Сегодня парк ИЛ-76 в ВВС составляет более 300 единиц, и задача обеспечения этих самолетов современным, недорогим в эксплуатации двигателем является очень важной. Наиболее проработанным российским проектом ремоторизации ИЛ-76 является пермский двигатель ПС-90А-76 (модифицированный вариант ПС-90А). Альтернативным предложением стал «Бурлак», продвигаемый сегодня на рынке НПО «Сатурн». Как известно, все познается в сравнении. Детальное сопоставление обоих проектов показывает очевидное преимущество ПС-90А-76.

Почему пермские?
Одно из ключевых конкурентных преимуществ ПС-90А-76 – отсутствие ограничения назначенного ресурса. Пермский двигатель имеет лучшие по сравнению с «Бурлаком» показатели по тяге (16 и 13 тонн, соответственно).

ПС-90А-76 обеспечивает лайнерам снятие ограничения по длине взлетно-посадочной полосы и высотности запуска, а также позволяет поднять показатели по топливной экономичнсти и дальности полета. Модернизация ИЛ-76 будет состоять из небольших доработок борта и установки нового двигателя.

Стоимость нового ПС-90А-76 – около 3 млн долларов (а не 4,3 млн, как заявляют представители «Сатурна»). Действительно, ПС-90А-76 дороже «Бурлака». Однако важно отметить даже не разницу в цене, а принципиально новый подход в финансовых взаимоотношениях пермских моторостроителей с авиакомпаниями. Имеется в виду система поддержки заказчика, объективно считающаяся одной из лучших в стране. «Пермские моторы» одни из первых в России внедрили программу бесперебойной эксплуатации своих двигателей. Авиакомпании платят только за то время, которое двигатель был в работе, а обслуживание и ремонт производитель берет полностью на себя.

И результат этой кропотливой работы не заставил себя долго ждать: сегодня практически нет простоев самолетов из-за неисправностей пермских двигателей. Примером может стать «Аэрофлот», где суточный налет Ил-96-300 составляет 12 и более часов. В прошлом году ПС-90А стал первым отечественным двигателем, перешагнувшим рубеж в 8000 часов без съема с крыла, что подтвердило высокий уровень пермской конструкторской школы.

Кроме того, «Пермские моторы» готовы выкупать двигатели ПС-90А-76 у авиакомпаний после выработки ресурса самолета. Это еще раз подтверждает высокую ликвидность ПС-90А-76, чего не скажешь о «Бурлаке».

Степень готовности пермского и рыбинского проектов несравнима. В отличие от «Бурлака» ПС-90А-76 был сертифицирован еще в 2003 году и уже стоит на крыле, а «Бурлак» находится пока только в стадии опытного образца.

Пермский моторостроительный комплекс в 2004 году уже поставил девять двигателей для ИЛ-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр» и четыре ПС-90А-76 для самолета ИЛ-76МД-90 Министерства обороны. Демонстрация обоих самолетов пройдет летом этого года на очередном авиасалоне «МАКС». До конца года предполагается оснастить пермскими двигателями еще один лайнер компании «Волга-Днепр» и поставить второй комплект двигателей Министерству обороны.

Этот новый старый двигатель
В качестве одного из основных доводов в пользу «Бурлака» сатурновцы приводят его относительную дешевизну по сравнению с пермским двигателем. Дешевым «Бурлак» предполагается сделать за счет использования до 75 процентов деталей и узлов серийных двигателей Д-30КП-2. По версии разработчиков, новый «Бурлак» будет стоить 1,3 млн долларов, а на основе «бывшего в употреблении» Д-30КП-2 – 860 тыс. долларов. Объявленная цена «Бурлака» вызывает у экспертов обоснованные сомнения. Как известно, новый двигатель Д-30КП-2 стоит порядка 2 млн, и логика подсказывает, что новый «Бурлак» с продвинутыми техническими «примочками» (как утверждают в «Сатурне») вряд ли может стоить почти в два раза дешевле прототипа.

Для специалистов очевидно, что рыбинцы занижают затраты на производство «Бурлака». Ведь сертификация двигателя требует обязательного проведения испытаний по подтверждению ресурса и соответствия требованиям летной годности. Эти испытания сопряжены с огромными временными и материальными затратами. В частности, по самым примерным подсчетам затраты только на керосин для стендовых испытаний достигают 1 млрд рублей. Столько же примерно будут стоить опытные образцы двигателя, которых может понадобиться не один и не два. К примеру, при сертификационных испытаниях ПС-90А пермякам пришлось «сломать» 12 двигателей.

Испытания «Бурлака» на стенде должны были начаться в марте, но так и не начались. О нереальности заявленных сроков сертификации «Бурлака» уже писалось. Сейчас она ожидается в середине 2007 г., хотя еще год назад рыбинцы заявляли о 2006 г. К слову, в условиях полной господдержки на сертификацию ПС-90А пермякам понадобилось без малого 8 лет. «Пермские моторы» готовы даже поделиться с рыбинскими коллегами своим опытом, потому что объем работ по сертификации, в действительности, предполагается гигантский.

По мнению экспертов, за такой короткий по меркам двигателестроения срок – два года – доработать и сертифицировать двигатель с заявленными характеристиками нереально. Никак не подтверждены на сегодняшний день и заявленные ресурсы двигателя. Сомнительным является тезис о том, что «Бурлак» будет дешевле и долговечнее, чем старый двигатель Д-30КП-2, на базе которого он создается. Информация о технических характеристиках «Бурлака» носит противоречивый характер. Остается единственное преимущество рыбинского мотора – его дешевизна. Однако дешевле не значит лучше.
Поделиться:
Все новости компаний