Газета
 04 апреля 2005, 00:00   993

План на миллиард

Данил Хачатуров: «В ближайшие год-полтора мы намерены сделать настоящий скачок по уровню сборов в Пермской области. Эту задачу в компании считают абсолютно реальной».
Автор: Кирилл Перов
На минувшей неделе в Перми побывал генеральный директор ОАО «Росгосстрах», президент Группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров. Г-н Хачатуров объявил о принятых в компании кадровых решениях, а также дал свою оценку пермскому рынку страхования и перспективам его развития.

Объявлено о назначении директором пермского филиала «Росгосстраха» Рината Макулова и переводе на другую должность Марины Новиковой. С чем это связано?
– В компании принято решение о кадровых назначениях: пермский филиал «Росгосстраха» возглавит Ринат Макулов. Марина Новикова, исполнявшая обязанности директора филиала, с поставленной перед ней задачей справилась, и мы ее работой довольны. Она остается в компании и продолжит работу в тесном взаимодействии с новым руководителем. Сегодня перед пермским филиалом стоят новые, очень амбициозные цели, и поэтому здесь необходим человек, который имеет большой управленческий опыт, знающий основные корпоративные позиции и понимающий цели «Росгосстраха», способный решить новые сложные задачи. Именно таким человеком является Ринат Макулов.
Очень надеюсь, что в ближайшие год-полтора в Перми компания продемонстрирует реальный скачок. Во-первых, в сервисе, который мы предоставляем, ведь страхование – это услуга, а на рынке услуг выигрывает тот, кто наиболее качественно обслуживает клиента во всех сегментах. Другая задача – увеличение уровня страховых сборов. Мы считаем, что в Перми темпы роста компании должны быть сопоставимы с нашими показателями в среднем по России, а нам есть чем гордиться. По итогам 2004 года «Росгосстрах» занял первое место по сбору страховых премий в РФ, с суммой 32,3 млрд рублей, рост по сравнению с 2003г. составил 74%. Это приблизительно в 2 раза больше показателей нашего ближайшего конкурента – компании «Ингосстрах». На сегодняшний день нашими клиентами являются более 30 млн человек, в том числе по ОСАГО – около 13 млн. Мы лидеры по страхованию имущества физических лиц на всей территории России, но наша цель – занять первые позиции по всем видам страхования. Это амбициозная задача, но у компании есть все для ее решения: мы имеем самое большое количество точек присутствия, мощнейшие каналы продвижения, самый известный в стране страховой бренд. Все остальное зависит от качества работы наших подразделений на местах.

Какие задачи стоят на 2005 год в идеологическом плане?
– В 2005 году мы работаем под новым лозунгом: «Хороший сервис – наше новое конкурентное преимущество». В 2006-м наш слоган будет звучать так: «Отличный сервис – наше новое конкурентное преимущество». Потому что задача сделать услуги доступными давно решена – уже 84 года мы присутствуем на всей территории страны, в компании работают порядка 100 тыс. человек – 35 тыс. штатных сотрудников и 65 тыс. агентов. «Росгосстрах» имеет более 2,7 тыс. точек присутствия по всей территории страны, увеличивать количество которых в ближайшее время не планируется. Мы будем улучшать качество нашей работы. «Росгосстрах» открыл уникальную сеть центров регулирования убытков – 233 по всей России. Ни у одной другой компании ее нет. Это огромное конкурентное преимущество, и теперь наша задача – закрепить успех.

Вы сказали, что ожидаете качественный скачок по уровню сборов, можно ли говорить о конкретных планах «Росгосстраха» в Пермской области на год-полтора?
– В абсолютных цифрах мы хотим собирать 942 млн рублей. Другими словами, Пермская область должна стать областью-миллиардером по сборам, 1 млрд рублей – цифра реальная. Приведу пример: по экономическим показателям Пермская область не особенно отличается от Башкирии, в этих регионах «Росгосстрах» имеет сопоставимое число точек присутствия, количество работников. Но при этом в Башкирии мы собираем порядка 2 млрд рублей. К этому и надо стремиться пермскому филиалу.
Более того, я не считаю план в 1 млрд рублей особенно амбициозным. Филиал имеет огромный потенциал, и мы все ресурсы компании «Росгосстрах» бросим на то, чтобы в Перми достичь прорыва, поскольку считаем, что наша доля в Прикамье недостаточна.

Чем Вы это объясняете?
– Я считаю, что на протяжении последних нескольких лет в Перми были проблемы с управленческим персоналом. Очень большое количество людей работали непроизводительно. Мы считаем, что эффективность трех тысяч человек не соответствует той сумме, которую они сегодня собирают.

Увеличивать свою долю на рынке Вы намерены за счет привлечения новых, еще неохваченных страхованием клиентов или «отбирать» тех, кто обслуживается в других компаниях?
– Мы намеренны использовать оба пути.

Как бы Вы оценили рынок страхования в Пермской области в сравнении с другими регионами. Насколько он развит?
– Говоря начистоту, я бы назвал пермский рынок страхования нездоровым даже по объему. 110 компаний, действующих на нем, – это очень много. Если же говорить о цифрах, то величина сборов в Пермской области в 2004 году составила 4,6 млрд рублей. Мы считаем, что это регион с большим потенциалом, его экономика хорошо развита и демонстрирует рост.

В целом по стране аналитики отмечают сокращение числа «серых схем» в страховании. Эта тенденция характерна для Пермской области?
– «Серые схемы» продолжают использовать, но все-таки их становится меньше. Большое достижение последних лет – то, что страхование превращается из машины для «отмывания» денег в реальный вид бизнеса. Долгие годы в России страхование означало только «серые схемы» и ничего более. К счастью, наша компания никогда их не использовала и не будет этого делать.

Расскажите о Вашем отношении к проекту по так называемому «дешевому ОСАГО», который сейчас внесен в Госдуму, и, в частности, к полисам выходного дня.
– Если говорить вкратце, этого не случится, мы в этом уверены. Никакого «дешевого ОСАГО» быть не может, потому что если оно будет таковым, дозволительно предположить, что Минфин РФ, когда выносил решение и считал тарифы еще 2,5 года назад, допустил серьезную ошибку, и все застрахованные граждане, фактически, обмануты. Я считаю, что в Госдуме делаются политические заявления, не имеющие никакого отношения к реальности. Пермская область – очень показательный пример: убыточность по ОСАГО равна 80%. При этом потолок убыточности, заявленный Минфином для рентабельности этого вида бизнеса, составляет 77%. Расходы на ведение дела, которые нам разрешено нести, без прибыли равны 23%. 80% +23% – уже 103%. Если будет «дешевое ОСАГО», то я не очень понимаю, кто будет выплачивать компенсации пострадавшим в ДТП. В убыток себе никто работать не станет. Компании будут страховать определенный сегмент – дорогих автомобилей, причем только в городах. Соответственно, СК постараются как можно дольше не расплачиваться, рассчитывая на то, что при техосмотре водители все равно будут вынуждены купить талончик ОСАГО. И впредь будут делать все для того, чтобы не платить. Но тогда сама суть закона об ОСАГО полностью извращается.
При этом, если часть автомобилей будет застрахована, а часть – нет, не будет гарантии, что в случае аварии произойдет качественная выплата.
Что касается тарифов, то они, например, в Восточной Европе, с которой нас корректно сравнивать, в 4 раза выше. Поэтому я уверен, что тарифы будут только расти. Вопрос только в том – когда. Такая убыточность ОСАГО, которую Минфин прогнозировал через три года, существует уже сегодня. Прошло же только полтора года действия закона об ОСАГО. И в течение трех лет нам (страховым компаниям, которые имеют лицензию на ОСАГО) предлагалось использовать резервы в виде прибыли. Все, что получили в виде недовыплат в прошлом году, мы должны были использовать как прибыль только через три года. Очевидно, что сейчас именно эти деньги мы уже тратим на выплаты нынешние, потому что сегодня в той же Перми ОСАГО – это убыточный вид страхования.

Как же им занимаются страховые компании?
– Вот и мне хочется поинтересоваться, как! Я понимаю, как мы это делаем, у нас огромная доля имущества физических лиц – с совершенно другой убыточностью. В Перми, впрочем, как и по России в целом, «Росгосстрах» имеет сбалансированный портфель. И если Пермь будет убыточной, то мы в состоянии закрыть убытки за счет прибыльных регионов. Для этого мы работаем в 89 территориях страны, резервы у нас есть.

А какова частота обращений по ОСАГО в Пермской области?
– Она абсолютно феноменальная – на 25-30% превышает среднероссийские показатели. Не знаю, с чем это связано, но в Перми машины «бьются» даже чаще, чем в Москве. У вас здесь что-то не то либо с автомобилями, либо с ГАИ.

Какие, на Ваш взгляд, сейчас существуют проблемы у страховщиков? Назовите наиболее острые из них.
– Наиболее острая проблема – это большое количество случаев по урегулированию убытков, соответственно, из-за этого страдает качество сервиса. Это единственное наше уязвимое место. Мы просто не успевали удовлетворять все потребности наших клиентов, связанные с этим. Все остальное у нас в порядке.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний