Газета
 04 апреля 2005, 00:00   1556

Прикамский экспресс

На пермском рынке экспресс-доставки грузов представлено большинство мировых лидеров отрасли, а также российские и региональные компании. Главные клиенты региона уже поделены, но рынок остается в значительной степени неосвоенным.
Автор: Кирилл Перов
На Западе экспресс-доставка, отличающаяся более высокой скоростью передачи посылки и возможностью доставлять небольшие грузы или корреспонденцию «от двери до двери», – услуга, которой пользуется большая часть населения. В России этот сервис из-за высокой стоимости востребован главным образом у крупного (реже среднего) бизнеса. В индустриально развитом Пермском регионе представлены около двух десятков мировых, региональных и национальных «посыльных». Первые появились еще в начале 1990-х гг., последние – в начале 2000-х, и, судя по всему, прихода других значительных игроков ожидать не стоит. Хотя, рентабельность этого бизнеса довольно высока.

Юлия Кулакова, генеральный директор автономного пермского офиса компании «Даймекс»:
– Вложения в организацию курьерской службы в сравнении с открытием какого-нибудь производства не так велики, минимум, потребуется 200 тыс. рублей, которые при удачном стечении обстоятельств могут окупиться через 3 месяца. Но это – не уровень серьезной компании, а маленькой частной конторки с сомнительным качеством услуг. Создание такого представительства, как наше, выстраивание грамотной маркетинговой политики и т.п. стоит на порядок дороже.

Определенным рубежом в развитии этого сегмента рынка можно считать 2000г. После этого мировые компании, первыми зашедшие в регион и часто действовавшие консолидированно, начали дробиться. Кроме того, эти пионеры пермской экспресс-доставки заняли львиную долю рынка и договорились с ключевыми клиентами. Все службы, начавшие работать в последние пять лет, осваивали рынок в одиночку и не добились такого роста производства и клиентской базы, как первопроходцы. Несмотря на то, что рынок освоен не до конца, лидеры экспресс-доставки региона (DHL, Pony Express, UPS и проч.) уже заявляют о приоритете развития услуг над расширением клиентской базы.

Кто куда
Пермский рынок экспресс-доставки слабо представлен российскими (такими, как «Даймекс» или «Экспресс-курьер», по приблизительным оценкам, их общая доля на рынке не превышает 10%) или региональными компаниями («Алловирс» – порядка 5%). Ключевые позиции – за представительствами или агентствами мировых компаний: City Express, DHL, EMS, FedEx, TNT, UPS. Кроме того, отечественные экспресс-службы часто заключают договоры с кем-либо из мировых гигантов для пересылки бандеролей не только за рубеж, но и по стране. «Для международных отправок мы сотрудничаем в основном с компанией FedEx, интересы которой представляли в регионе некоторое время назад. Также в данный момент представляем интересы российского холдинга Major», – сообщил «bc» директор «Алловирса» Виктор Соколов. Мировые курьерские сети (будь то резиденты со стопроцентным иностранным капиталом или агенты, работающие на зарубежную компанию за комиссионные) активизировались по всей стране и в Пермском регионе примерно на пять лет раньше. Если учесть, что этот бизнес быстро окупается и не требует значительных единовременных вложений при его организации, эта фора позволила им расположить к себе наиболее желательных клиентов: крупные предприятия Перми и севера области (структуры «ЛУКОЙЛа», кондитерская фабрика «Пермская», «Соликамский магниевый завод», «Соликамскбумпром», «Уралкалий» и др.). Новые для региона фирмы обслуживают главным образом недавно открывшиеся местные представительства больших корпораций, банков, торговых сетей, турфирм: «Мегафон», «Евросеть» и проч. Большая часть курьерских служб работает по корпоративным договорам, но, как отметил директор пермского филиала Pony Express Юрий Печенкин, «заключение с заказчиками договоров – это не форма раздела рынка, а просто более удобная стратегия ведения дел». «Экспресс-доставка в Пермской области носит несколько элитарный характер – далеко не всем по карману отправлять посылку через нашу службу, и мы не готовы к массовому обслуживанию. Вот почему мы не даем рекламы, а работаем со стабильным, очерченным кругом договорников». По словам директора пермской DHL Романа Зайцева, «недоговорные, разовые клиенты в нашей компании не превышают 20-30%, и они не могут быть приоритетом для фирмы, и потом DHL больше ориентируется на международные отправления, которые требуют более детальной проработки отношений с заказчиками». А инженер отдела доставки «EMS – Почта России» Андрей Баяндин сказал «bc», что «договорные отношения наша компания имеет только с теми клиентами, которые желают производить безналичный расчет, их около 30% от общего числа клиентов». Но это, скорее, исключение: большинство компаний рынка, включая и «новичков», придерживаются стратегии местных Pony Express и DHL.

Значительную часть исходящего трафика всех местных экспресс-служб составляют внутрироссийские отправления. Даже у DHL, единственной компании, заявившей об ориентации на заграничные перевозки, процент российских адресатов составляет приблизительно 60%. Такое же соотношение у Pony Express. В «EMS – Почта России», «Даймекс» и City Express заявили, что они доставляют в другие города России порядка 90% всех своих отправлений. По общему признанию, лидерами приема «российских» бандеролей являются Москва и Санкт-Петербург. Что касается заграничных получателей, то этот показатель во многом зависит от конкретной экспресс-службы: DHL и Pony Express чаще доставляют грузы в США, City Express – в страны Западной Европы, а «EMS – Почта России» значительную долю своих посылок отправляет в страны СНГ. По словам опрошенных участников пермского рынка, из Прикамья отправляется в основном корреспонденция, но даже примерное соотношение грузов и бумаг местные экспресс-службы назвать затруднились. По данным компании DHL, таможенное оформление заграничных отправлений говорит о том, что только 1-2% из них не являются документами. Также известно, что входящий трафик экспресс-доставок Пермской области сопоставим с исходящим.

Претензия на лидерство
Мониторинг пермского рынка экспресс-доставки никогда не проводился, но, по мнению опрошенных «bc» экспертов, тройка лидеров рынка выглядит следующим образом: DHL (от 25 до 40%), Pony Express (20-35%), EMS в лице двух агентов «EMS – Почта России» и «EMS – Постгарант» (15-20%). Хотя одиннадцать опрошенных «bc» компаний отказались назвать точное число договорных клиентов, общий вес и число отправлений, этот порядок представляется наиболее вероятным. Как удалось выяснить «bc», примерно сопоставим годовой оборот пермских DHL и UPS (следует подчеркнуть, эти компании занимаются не только экспресс-доставками, но и грузоперевозками вообще), он составляет примерно 400 тыс. долларов у каждой. Также равен общий вес грузов, отправляемых местным Pony Express и DHL. Кстати, пять из одиннадцати опрошенных представителей компаний-«посыльных» считают, что в сегменте экспресс-доставки их фирма является лидером.

Споры о рынке
О возможности в ближайшее время зайти на пермский рынок заявил журналисту «bc» Вадим Староверов, менеджер центрального московского офиса компании Flip Post. По его словам, «в данный момент идут переговоры о создании представительства в Екатеринбурге и Перми». Сейчас этот мировой брэнд не имеет сколько-нибудь широкого представительства в регионе, но, по его мнению, «войти на рынок будет несложно». «Полгода назад мы открыли представительство в Новосибирске, где на 1 млн. жителей уже существовали 30 экспресс-служб», – заявил он. Занять место на рынке можно, но при использовании комплексного подхода и с большими инвестициями, считает Юлия Кулакова, гендиректор автономного пермского офиса компании «Даймекс», открывшегося в Перми прошлой весной. «Рынок приобрел четкие очертания, однако сейчас рост еще возможен за счет дальнейшего освоения неохваченной, менее выгодной клиентской базы, вследствие ротации партнерских служб экспресс-доставки, которую периодически проводят крупные предприятия, а также за счет расширения услуг», – заявила она. Что касается новых услуг, речь идет о супер экспрессе, внедрении элементов логистики, производстве обмена продукции, сервисе по получению неэмиграционных виз Канады и США и проч. Последняя услуга является уникальным сервисом компании Pony Express, директор которой Юрий Печенкин тоже скептически оценил шансы нового игрока сравняться на пермском рынке с нынешними лидерами: «Рынок устоялся, существует достаточно жесткая конкуренция, именно с этим связано расширение спектра услуг многими компаниями... Если в 2000 году был возможен рост отправлений на 300%, и Пермь выходила на третье место по стране после Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас рост составляет не более 50% в год, хотя это тоже не мало. В общем-то, места хватит еще ряду компаний, но, боюсь, объемы их будут не велики». Такого же мнения придерживается Наталья Береуца, ведущий специалист рекламного агентства «Правильный выбор»: «Мы уже 2,5 года являемся клиентами City Express, хотя другие компании всегда могут подстраховать их. Все время работы с экспресс-доставкой цены практически не менялись. Последнее время спектр предлагаемых ими услуг увеличился. Мне кажется, что все это – признаки того, что рынок устоялся. Новая фирма может претендовать на место в этом сегменте только в том случае, если будет демпинговать».

Малыми силами
Как правило, все пермские представительства известных экспресс-служб открывались позже екатеринбургских или одновременно с ними. Екатеринбург всегда расценивался не только как рынок сбыта, но и как транзитный пункт. В то же самое время индустриально развитая Челябинская область всегда считалась рангом ниже Пермской, на рынке которой в данный момент представлены все мировые гиганты экспресс-доставки, являющиеся, как и в общем по стране (см. таблицу), лидерами рынка. В интервью «bc» представители компаний отметили, что в данный момент приоритетным направлением их работы стало расширение спектра услуг. Если учесть, что на рынке еще достаточно места, то следует ожидать появления ряда небольших фирм экспресс-доставки, которые будут работать с менее выгодной клиентской базой, сейчас неохваченной лидерами.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний