Газета
 04 апреля 2005, 00:00   1191

Парма Италиано

Земляки вернулись: в Пермь привезли картины братьев Сведомских, живших и творивших в Италии.
Автор: Кирилл Перов
Земляки вернулись: в Пермь привезли картины братьев Сведомских, живших и творивших в Италии.

На минувшей неделе в Пермской государственной художественной галерее открылась выставка «Очарованные Италией». Событие само по себе экстраординарное: в столицу Прикамья впервые привезли сокровища из запасников Третьяковки. Более того, это полотна Павла и Александра Сведомских, уроженцев Пермской губернии, в последнюю четверть девятнадцатого века живших и творивших в Риме. От Сведомских на малой родине остались руины родового имения «Завод Михайловский» в Чайковском районе и две картины в собрании Пермской галереи: «Две римлянки с бубном и флейтой» Павла и «На дворе гостиницы в Риме» Александра. Теперь, хоть и ненадолго, произошло историческое воссоединение: картины «очарованных Италией» художников из пермского и московского собраний встретились лицом к лицу на родной земле. Это, кстати, также по-своему символично: Сведомские – «перелетные птицы», работали над росписями Свято-Владимирского собора в Киеве, жили в Риме и успевали каждое лето посещать свое имение на Пермской земле.

…Уже помню какого художника
«Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели. Мне тотчас же вспомнилась виденная мною в Москве, в Третьяковской галерее, голова Медузы – работа уж не помню какого художника», – это цитата из небезызвестной «Олеси» Александра Куприна. То, что голова и другие части тела принадлежат «Медузе» с картины Павла Сведомского, точно не забудут Николай Яшин, Игорь Сапко, Валерий Стариков и другие вип-персоны тире любители искусства, засвидетельствовавшие свое почтение на открытии «Очарованных Италией». «Медуза» – звезда выставки, одна из самых известных картин Павла Сведомского, уникальное и магическое произведение искусства. Пейзаж сюрреалистический: разнообразные пермские «деятели», вертящие головами по сторонам и вглядывающиеся в привезенные шедевры, и напряженно взирающая на происходящее поверх всего «Медуза».

Все состоялось благодаря усилиям сразу многих людей. В первую очередь постаралась Третьяковка, нашедшая подходящий момент для непродолжительного расставанья со Сведомскими и некоторыми другими художниками второй половины XIX века. Финансовую поддержку оказал фонд «Новая коллекция». Для идеолога благотворительной организации Надежды Агишевой проект – масштабный, но не столько по размаху, сколько по значимости, учитывая также, на какой удачной волне «Очарованные Италией» посетили Пермь.

Салонная красота
Сейчас, говорят сотрудники галереи, имя Сведомских известно всем (или, как минимум, многим), хотя в советские времена эти творцы в ряду отечественных художников считались фигурами нон грата. И все же пермские «итальянцы» стали даже для прикамской интеллигенции в какой-то степени открытием. Для москвичей, несмотря на культуртрегерские усилия Третьяковской галереи, Сведомские остаются по-прежнему малоизвестными, хотя и весьма интересными художниками.

Вместе с тем, время для «Очарованных Италией» и, вообще, для выставки живописи второй половины XIX века выбрано исключительно удачно. Русский академизм – на гребне волны, по-своему даже «в моде». Достаточно вспомнить выставку «Пленники красоты», прошедшую осенью прошлого года в Третьяковской галерее, на которой, в числе прочего, показалась зрителям и та самая «Медуза». Это вроде ответа свободе созидания (а может, вопрос или запрос): салонная живопись на контрасте с индустрией дизайна, пустившей глубокие метастазы в художественное творчество, выглядит особенно свежо и даже нон-конформистски.

«Это тот редкий случай, когда Москва нам говорит спасибо», – сказал во время приветственного спича чиновник и культурный деятель Валерий Стариков. Впрочем, разобраться в том, кто кому теперь должен говорить спасибо (пермяки москвичам, москвичи пермякам, пермяки и москвичи Италии, Италия пермякам и москвичам и т.п.), сложно, если не сказать, невозможно. В любом случае, даже без патриотической составляющей (а избавиться от нее не так-то просто), «Очарованные Италией» представляют исключительный интерес. А если все же с приставкой «земляки», то получается что-то вроде «Пермь как текст» – латиницей.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний