Газета
 21 марта 2005, 00:00   1155

Паркуй – не хочу

Пермские инвесторы не хотят заниматься возведением многоэтажных автостоянок. Мэрия намерена стимулировать процесс. В недрах департамента планирования и развития территории Перми в ближайшее время на белый свет должен появиться проект, предлагающий пути решения проблемы дефицита парковочных мест в столице Прикамья. Инвесторы крайне неохотно занимаются возведением многоэтажных автостоянок, и для того, чтобы привлечь бизнес в этот сегмент коммерческой недвижимости, мэрия планирует предложить предпринимателям целый пакет льгот. Как стало известно BUILDING b.c., городские власти собираются выделять земельные участки под автостоянки на льготных условиях, хотя различные варианты «стимулирования» прихода компаний в сегмент еще обсуждаются.
Автор: Кирилл Перов
Пермские инвесторы не хотят заниматься возведением многоэтажных автостоянок. Мэрия намерена стимулировать процесс. В недрах департамента планирования и развития территории Перми в ближайшее время на белый свет должен появиться проект, предлагающий пути решения проблемы дефицита парковочных мест в столице Прикамья. Инвесторы крайне неохотно занимаются возведением многоэтажных автостоянок, и для того, чтобы привлечь бизнес в этот сегмент коммерческой недвижимости, мэрия планирует предложить предпринимателям целый пакет льгот. Как стало известно BUILDING b.c., городские власти собираются выделять земельные участки под автостоянки на льготных условиях, хотя различные варианты «стимулирования» прихода компаний в сегмент еще обсуждаются.

Октябрьский переворот
Власти Перми системно озаботились вопросом строительства многоэтажных автостоянок в октябре 2004 года. Как писал «bc», в мэрии прошла целая серия совещаний, посвященных этой проблематике. Определенным стимулом к обсуждению дефицита парковочных мест в городе послужили принятие Генерального плана развития Перми и активизация в строительной отрасли, «объявленная» и.о. губернатора Олегом Чиркуновым. При этом администрацию на какой-то период времени словно прорвало: начав с проблемы ночных стоянок, работа которых не регламентируется никакими нормативными документами, мэрия стремительно перешла к решению вопроса о создании многоэтажных автомобильных «общежитий». Как обычно бывает в подобных ситуациях, при департаменте планирования и развития территории Перми создали специальную рабочую группу.

Согласно Генеральному плану, в Перми должно быть возведено четыре гаража на восемьсот мест и два на шестьсот мест, географически расположенных в отдаленных от центра районах города (в частности, на Голом Мысу). Такое территориальное решение было обречено на критику со стороны мыслящего бизнес-категориями Олега Чиркунова. Мэрию в итоге сориентировали на создание многоэтажных паркингов именно в центре города или, по крайней мере, в близлежащих спальных районах. В период бурных октябрьских дискуссий обсуждалась и необходимость строительства объектов в ближайшее время до того, как дефицит мест на стоянках примет угрожающие масштабы.

После октября наступило затишье, однако, как стало известно BUILDING b.c., в этом году мэрия все же планирует презентовать общественности свой план выхода из автомобильно-строительного кризиса.

В думах о городе
Структурные «подразделения» по решению вопроса о многоэтажных стоянках с октября успели размножиться. «Существует рабочая группа, созданная постановлением главы города. В то же время для ее эффективной деятельности организована еще одна небольшая рабочая группа в рамках департамента, которая изучает эту проблему и должна предложить пути ее решения. К ее работе были привлечены специалисты Пермского государственного технического университета и другие эксперты, получена необходимая информация, которую сейчас департамент осмысляет, выбираются оптимальные решения», – заявил в интервью BUILDING b.c. первый заместитель начальника департамента планирования и развития территории города Сергей Титов. По его словам, чтобы бороться с дефицитом автомобильных «койкомест», предлагаются все варианты, в том числе использование как временных, так и постоянных мест хранения машин.

По мнению инвесторов, строительство многоэтажных автостоянок слишком затратно, при этом маржа невелика. В мэрии также сомневаются в привлекательности этого сегмента коммерческой недвижимости. «Стоимость квадратного метра многоуровневой площадки – около 15 тыс., пока никто более дешевых проектов не предлагал. Готов ли сегодня горожанин вкладывать по 15 тыс. за кв. м стоянки, если по нормам на один автомобиль будет отводиться до 24 кв. м? По стоимости такое место хранения машины будет сопоставимо с жилой комнатой. В то же время сколько стоит платная автостоянка в день? Около 50 рублей, то есть порядка 1,5 тыс. рублей в месяц. Приобретение места на многоэтажной стоянке обойдется, в среднем, в 300 тыс. рублей. На эти деньги можно 200 месяцев держать автомобиль на платной стоянке. Надо также помнить, что место на многоуровневой стоянке – это не гараж, его нельзя использовать как склад, у него нет широких потребительских свойств. Готов ли горожанин к таким затратам? Да, но только в некоторых районах», – считает Сергей Титов из департамента планирования и уточняет, что инвесторы, изъявившие желание поучаствовать в строительстве стоянок, есть, хотя «такой очереди, как на жилищное домостроение, конечно, нет». В мэрии полагают, что мест под парковочные объекты отведено «достаточно много»: у «Пермской ярмарки», на Чкалова, 5, на ул. Горького в районе дома №68 (хотя в последнем случае инвесторы хотят построить офис, а не стоянку). Выделены площадки на Нагорном, Бахаревке, Парковом (по ул. Пушкарской, 55, инвестор «Парма-Стройинвест»). Г-н Титов формулирует позицию департамента так: «В активно застраивающихся районах нужны многоярусные парковки».

Мэрия называет и самих желающих финансово поучаствовать в строительстве объектов. Это, в частности, «Пермская ярмарка» и областное ГУВД. «В принципе, за каждым названным объектом стоят конкретные инвесторы. Другое дело, что они бездействуют», – говорит Сергей Титов. Чтобы побудить их к решительным шагам, мэрия собирается стимулировать строительство с помощью своих рычагов, в частности, выделять земельные участки под стоянки без первоначального взимания платы и т.п. На вопрос, помогут ли подобные механизмы привлечь инвесторов, в мэрии уверенно отвечают: «Мы обязаны это сделать, если думаем о городе, другого пути нет».

О желании и нежелании
Руководитель одной из пермских строительных компаний на условиях анонимности прокомментировал BUILDING b.c. инициативу мэрии: «Я не верю в то, что предлагает городская администрация. Сейчас условия выделения земельного участка просто кабальные. Достаточно сказать, что 10% отчислений необходимо отдать мэрии на развитие городской инфраструктуры еще до того, как будет забит первый гвоздь. Неприемлемы и сроки выдачи самой разнообразной документации. К строительству парковок хотят привлечь бизнесменов, а не только специализированные строительные компании. Сроки, предлагаемые администрацией, бизнесменов просто не устраивают».

Генеральный директор ООО «Дом Россиянина» Леонид Смольников отметил в беседе с BUILDING b.c., что возведение автостоянок «в чистом виде» инвесторов не привлекает: «Интерес к сегменту есть. Но инвесторы действительно будут заниматься парковочными местами, если они будут «привязаны» к автосервисам для того, чтобы получать больший доход». Однако, как считают финансисты, такой подход лишь увеличит расходы потенциального клиента многоуровневой стоянки, что, в свою очередь, служит дополнительным фактором, отталкивающим инвесторов.

Генеральный директор ООО «Парма-Стройинвест» Валерий Сюткин считает, что возведение автостоянок для инвесторов – «крайне непривлекательно». «Дело в том, что владельцы многоэтажных автостоянок оплачивают аренду земли по соответствующим ставкам для коммерческих организаций, а они во много раз больше, нежели ставки для физических лиц. Использование таких объектов юридическими лицами осуществляется в соответствии с требованиями санитарной, экологической, пожарной безопасности, что совершенно правильно, но понижает коэффициент использования и повышает плату за каждый метр полезной площади. Другие виды коммерческой недвижимости в этом отношении значительно привлекательнее», – отметил г-н Сюткин. По его мнению, единственное, что может сделать мэрия для привлечения инвесторов, – это существенно снизить арендную плату на землю. Хотя, полагает Валерий Сюткин, стимулы к возведению автостоянок есть уже сейчас. «Парма-Стройинвест» в мае 2005 года планирует сдать в эксплуатацию «первый настоящий автопаркинг» в Перми по ул. Пушкарской, 55. Это трехэтажная стоянка на 320 мест с автоматизированным учетом парковки автомобилей, системой пожаротушения, страхованием рисков и сопутствующими видами услуг (на первом этапе – автосервис, на втором – автомойка и т.д.). Общий объем инвестиций составил 2 млн долларов. При этом срок окупаемости невысок – 15-20 лет. «Возведение автостоянки вызвано жизненной потребностью клиентов. Следовательно, это долгосрочный и стабильный бизнес», – заявляет Валерий Сюткин.

Есть насчет паркингов и особое мнение. По словам доцента автодорожного факультета ПГТУ Михаила Якимова, автостоянки, в принципе, не могут быть коммерческим объектом. «Стоянка нигде и ни при каких условиях не окупится. Действительно, для успешного развития сегмента необходимо административное регулирование», – отметил в интервью BUILDING b.c. г-н Якимов. Преподаватель из технического университета полагает, что в Перми необходимо создать единую «службу управления парковками», возможно, с участием муниципалитета, как «это делается в странах Евросоюза». Михаил Якимов полагает, что инвесторов привлечь все же можно, как минимум, потому, что современные парковки объединяются в комплекс с торгово-развлекательными центрами. «Главное, чтобы в администрации было понимание, что стоянки должны быть приоритетом. И это, в первую очередь, головная боль мэрии», – заключил г-н Якимов. По информации BUILDING b.c., подобный проект уже обсуждается. Вице-мэр Владимир Бирюков на минувшей неделе предложил создать частную управляющую компанию для регулирования городских автостоянок. Как стало известно BUILDING b.c., на нее планируется возложить функцию контроля над размещением парковок и стоянок в Перми. Департамент имущественных отношений также должен разработать соответствующие нормативные документы для последующего их прохождения через городскую думу.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний