Газета
 14 марта 2005, 00:00   983

Иные механизмы

Профессионализм остается для региональной журналистики проблемой номер два. Проблема номер один – по-прежнему вопрос о независимости.
Автор: Кирилл Перов
Вопрос бездонной «пропасти» между региональными и московскими журналистами тесно связан с вопросом о независимости журналистики в нашей стране вообще. Если издание независимо, то это очень серьезно стимулирует рост журналистского мастерства его авторов. Также это стимул к честному, бескомпромиссному освещению событий, происходящих в экономике. Если же издание каким-либо образом связано с участниками рынка, то, естественно, это накладывает серьезные ограничения на его работу.

Необходимо определить, какова цель издания вообще. Здесь важно, чтобы СМИ являлось чисто коммерческим продуктом, действительно дающим своим читателям полезную информацию, которой они пользуются и доверяют ей, а не говорят: «Знаю-знаю, ее кто-то оплатил».

Коммерческий характер средства массовой информации, работающего на конкретную аудиторию, в конечном счете, приводит к тому, что и журналистика «подтягивается». Ведь очевидно, что читатель перестанет брать в руки газету, которая ошибается в фактах или неправильно их толкует, или же сообщает новость с опозданием. Как и на любом другом рынке, здесь существует невидимая «рука», которая отбрасывает слабых назад, а сильные издания при этом вырываются вперед.

Проблема профессионализма в журналистике в данном случае вторична. Если бы в конкретном городе существовали хотя бы три независимые газеты, борющиеся за своего читателя и не размещающие заказных статей, отстаивающие свою точку зрения, то конкуренция сама по себе сформировала бы журналистский рынок. В этой ситуации руководитель издания, чувствуя, что газета теряет свои позиции, начал бы работать над тем, что называется «производством», то есть над воспитанием журналистского состава и повышением общего уровня экономической осведомленности. При этом никакого другого механизма, позволяющего существенно повысить уровень профессионализма журналистов, нет. Пока он не заработает, не будет ни журналистов, ни газет. Понятно, что тут не может быть половинчатых решений: либо рынок определяет, кто лучше, либо мы имеем то, что имеем. А это по всей стране одинаково: доверие к средствам массовой информации подорвано.

Когда-нибудь придет конец этой бесконечной «джинсе», как минимум, потому, что подобная ситуация не может длиться вечно, поскольку нельзя постоянно на виду у всех воровать деньги, сохраняя при этом хорошую мину.

Что касается меня, то я не испытываю этакой столичной иронии по отношению к региональным изданиям. Напротив, присутствует профессиональный интерес – даже к газетам, издающимся в маленьких городах или на каком-нибудь заводе, так называемым малотиражкам. Более того, читая пермскую прессу, я понял, что в местных газетах масса небольших новостей, зачем-то зажатых в крохотные колоночки, но которые можно превратить в интересные истории. Я думаю, что некоторыми из них мы займемся.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний