Газета
 14 марта 2005, 00:00   1358

Учить по-крупному

На пермском рынке дополнительного бизнес-образования остаются свободные ниши. Эксперты прогнозируют приход в отрасль крупных столичных игроков уже в ближайшее время.
Автор: Кирилл Перов
На пермском рынке дополнительного бизнес-образования остаются свободные ниши. Эксперты прогнозируют приход в отрасль крупных столичных игроков уже в ближайшее время.

Рынок дополнительных услуг в сфере бизнес-образования в Пермской области находится в зачаточном состоянии. Частные компании начали работать в этой сфере всего несколько лет назад, и настоящей конкуренции в отрасли пока не сложилось. Эксперты оценивают годовые обороты рынка в 3 млн долларов и прогнозируют их дальнейший рост. В будущем ожидается появление в сфере дополнительного бизнес-образования новых игроков, в том числе и столичных компаний.

Без конкуренции
До конца 90-х годов услуги дополнительного бизнес-образования в Перми предоставляли государственные учебные заведения. Самым представительным был факультет переподготовки кадров при ПГТУ, образованный в 1981 году, а в 1996 выделившийся в самостоятельный бизнес. Коммерческие программы по бизнес-образованию предлагали и другие вузы Перми. Впрочем, спрос на дополнительные услуги в этой сфере в 80-90-е годы был невысок, его заметное увеличение произошло в конце 90-х – начале 2000-х годов. На этот же период пришелся пик появления в Перми частных игроков, при этом своеобразным «катализатором» роста отрасли стали заинтересовавшиеся пермским рынком компании из соседних регионов и, главным образом, Екатеринбурга, где эта сфера начала развиваться значительно раньше.

На сегодняшний день в Пермской области услуги дополнительного бизнес-образования предоставляют порядка десяти компаний. Для сравнения: в Екатеринбурге действуют около 70 организаций, специализирующихся в этой отрасли, а в Москве их количество исчисляется сотнями. Специфика пермского рынка заключается в том, что в этой сфере нет прямой конкуренции. Компании заметно отличаются друг от друга по целому ряду параметров, таких как ассортимент предоставляемых услуг и ценовая политика. По словам директора «Школы профессионального развития» Дмитрия Сутормина, каждая из компаний находится в своей нише, конкурируют, разве что, за бюджеты крупных корпоративных клиентов:
– Я не ощущаю особой конкуренции на этом рынке. Компании все разные, каждая предлагает свой уникальный набор услуг. Потенциальные клиенты выбирают ту или иную фирму в зависимости от своих потребностей. Есть конкуренция за бюджеты предприятий, но назвать ее острой нельзя.

По оценке экспертов, объем рынка дополнительных образовательных услуг в сфере бизнеса в 2004 году составил около 3 млн долларов. Обороты в Перми ежегодно увеличиваются в два раза, в то время как, например, в Екатеринбурге отрасль уже пережила активную фазу развития, рынок сформировался, и ежегодный рост объемов в настоящее время не превышает 30-40%.

Характерными чертами бизнеса дополнительного образования является относительно быстрая окупаемость (по оценкам экспертов, один год), но в то же время высоки риски, связанные с неустойчивым уровнем спроса на данные услуги.

Средняя рентабельность компаний в сфере бизнес-образования, по данным «bc», составляет 10-12%, но в отдельных случаях эта цифра доходит до 18-20%, что считается очень успешным результатом. По мнению проректора ПГТУ по учебной работе Анатолия Ташкинова, сфера дополнительного образования является единственной рентабельной отраслью в системе профессионального образования.

Анатолий Ташкинов:
– Система дополнительного профессионального образования на сегодняшний день является рентабельной. Доходы от обучения студентов на контрактной основе не покрывают расходов. Есть такое понятие, как платежеспособность населения, поэтому в сфере высшего профессионального образования мы не можем поднимать стоимость обучения до размеров, хотя бы минимально превышающих объемы расходов.

Ряд экспертов в разговоре с корреспондентом «bc» сравнили рынок дополнительного бизнес-образования с рекламным рынком и медиа-бизнесом. Во всех этих сферах одним из определяющих факторов успешности являются личные связи с корпоративными партнерами. «Этот бизнес очень рискованный, поскольку большинство предприятий выделяют средства на обучение персонала и рекламу по остаточному принципу, – утверждает Дмитрий Сутормин, – если у предприятия начинаются финансовые проблемы, многие планы по дополнительному образованию чаще всего остаются нереализованными». Несмотря на это, рынок является привлекательным, поскольку организация бизнеса в этой сфере не требует особых затрат. Впрочем, размер инвестиций зависит от стратегии той или иной компании. Наибольшую долю в структуре расходов данного бизнеса, как правило, занимают гонорары преподавателям, которые зависят от их профессионального уровня. Одни компании предпочитают содержать свой штат, другие приглашают опытных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, третьи комбинируют эти варианты. По данным «bc», средние гонорары составляют от 500 до 1000 евро в день, зарплата приглашенных специалистов с большим практическим опытом и авторской методикой доходит до 3-4 тысяч евро в день. Достаточно высокие гонорары в сфере дополнительного образования и в государственных учреждениях. По информации «bc», стоимость одного часа в отрасли допобразования в два раза превосходит зарплату преподавателей, работающих со студентами, а в дополнительном бизнес-образовании гонорары отдельных специалистов превышают стоимость оплаты преподавателей вузов в пять раз.

Ассортимент безграничен
На сегодняшний день наиболее успешными на пермском рынке дополнительного бизнес-образования считаются четыре компании: РМЦПК, «Школа профессионального развития», пермский филиал екатеринбургской компании «Агентство кадровых решений» (АКР) и тренинговый центр «Эксперт». Каждая из них работает в своем сегменте, набор предлагаемых услуг, целевая аудитория и объемы оборотов значительно различаются. Например, РМЦПК предлагает широкий ассортимент услуг для разных категорий: от студентов и специалистов, проходящих переподготовку, до крупных предприятий. «Школа профессионального развития» специализируется на проведении краткосрочных семинаров и тренингов для представителей среднего и малого бизнеса, а также комплексном обслуживании крупных корпоративных клиентов. По объему оборотов ООО «Школа профессионального развития» является лидером на рынке услуг краткосрочного образования среди частных компаний. По данным «bc», его доля в 2004 году составила около 60%. АКР предлагает подбор персонала и модульные программы для управленческих команд активно растущих и развивающих российскую сеть предприятий. «Эксперт» делает ставку на эксклюзивные и модные образовательные программы для всех категорий клиентов. Как правило, наибольшей популярностью пользуются краткосрочные программы дополнительного бизнес-образования.

В последние два три-года на пермском рынке наметилась тенденция роста сегмента комплексного обслуживания корпоративных клиентов, что объясняется ростом спроса на этот вид услуг. Кроме того, в Перми появилось несколько узконаправленных компаний в сфере бизнес-образования. Например, открылись центры изучения делового английского языка, в том числе и для корпоративных клиентов. Лидером отрасли на сегодняшний день является языковой центр «Британия».

По мнению директора Центра развития бизнеса и карьеры «Наше время»» Анастасии Тюриной, спрос на услуги дополнительного бизнес-образования растет, но по сравнению с соседними регионами он находится на достаточно низком уровне: по данным компании, на сегодняшний день в Пермской области обучением персонала занимаются только 15% всех организаций.
– С одной стороны, объем предложения еще не так велик, а с другой, руководители компаний не уделяют пока должного внимания обучению специалистов. Как следствие в десятку лидеров малого и среднего бизнеса Большого Урала не входит ни одно пермское предприятие.

Между тем, по словам менеджмента пермских предприятий, качество предоставляемых компаниями бизнес-образования услуг не всегда соответствует ожиданиям заказчиков. По мнению заместителя директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям ОАО «Мотовилихинские заводы» Игоря Вагана, российское бизнес-образование значительно отстает от западного:
– В настоящее время два топ-менеджера ОАО «Мотовилихинские заводы» получают степень MBA в Москве. Лично я регулярно принимаю участие в различных бизнес-тренингах. В то же время я скептически отношусь к тому, что в России можно получить качественное дополнительное образование в сфере маркетинга. Например, на Западе это образование построено на конкретных кейсах – курсы ведут бизнесмены, добившиеся значительных успехов. В России предприниматели редко идут в преподаватели, с другой стороны, у нас достаточно много хороших академических специалистов, но они далеко не всегда могут помочь применить знания на практике.

Так или иначе, на ближайшие годы эксперты прогнозируют сохранение тенденций роста оборотов и приход на рынок дополнительного бизнес-образования новых игроков. Весьма продуктивным для этой сферы оказался 2004 год: обороты рынка увеличились в два раза по сравнению с годом предыдущим, появились новые игроки (в частности, уже упомянутый Центр развития бизнеса и карьеры «Наше время»). Аналитики считают, что по мере роста спроса на услуги дополнительного бизнес-образования пермский рынок привлекает внимание серьезных компаний российского уровня, и открытие их представительств в Перми в ближайшие два года выглядит весьма вероятным. По словам участников рынка, уже сейчас ведутся переговоры с рядом столичных центров бизнес-образования, но называть их собеседники «bc» пока отказываются.

Комментарий:

Анатолий Ташкинов, проректор Пермского государственного технического университета по учебной работе:
– В основном дополнительное бизнес-образование сосредоточено в Региональном межотраслевом центре переподготовки кадров, который был создан при ПГТУ, но сегодня является самостоятельным юридическим лицом. В последнее время и собственно ПГТУ начал использовать программы бизнес-образования. Дополнительным образованием в университете заняты 30 подразделений. Что касается именно бизнес-образования, услуги в этой сфере предлагает созданный недавно в ПГТУ центр адаптивно-модульного обучения. Кроме того, филиалы ПГТУ в Березниках, Чайковском и Лысьве успешно занимаются подобной деятельностью.

Какие формы дополнительного бизнес-образования есть в ПГТУ?
– У нас реализуются все формы дополнительного образования в сфере бизнеса. Это и краткосрочные курсы и семинары продолжительностью менее 72-х часов, при этом выдается сертификат образовательного учреждения. Если программа превышает 72 часа, выдается государственное удостоверение о повышении квалификации. Следующий рубеж – 100 часов, прошедшим такой курс вручается свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Есть и программы, рассчитанные более чем на 500 часов, на один или два года, в этом случае выдается диплом о профессиональной переподготовке. Наибольшей популярностью в ПГТУ пользуются краткосрочные программы, но и на долгосрочные спрос достаточно высок.

Курсы дополнительного бизнес-образования преподают специалисты ПГТУ?
– Для чтения каких-то базовых курсов по основам экономики, аудита, менеджмента мы привлекаем собственных преподавателей, а для изложения разделов, связанных с динамично меняющимися сферами, мы часто приглашаем специалистов-практиков, которые излагают то, что, с их точки зрения, наиболее актуально в данный момент для людей, имеющих собственный бизнес.

На какие категории клиентов ориентируется ПГТУ в сфере дополнительного образования?
– Если говорить о дополнительном образовании в целом, это специалисты среднего руководящего звена крупных организаций, а в бизнес-образовании еще и предприниматели и представители малого бизнеса.

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка услуг в сфере дополнительного бизнес-образования?
– Если рынок высшего образования уже сформирован, то отрасль дополнительного профессионального образования находится в стадии динамичного развития. Далеко не на каждом предприятии существует практика, когда специалисты обязательно должны проходить дополнительное обучение. Когда этот рынок сформируется, сфера дополнительного образования, безусловно, станет весомым вкладом в общую систему подготовки квалифицированных специалистов. Также нужно понимать, что рынок на сегодняшний день достаточно эклектичен. Если лицензию на предоставление услуг в сфере высшего образования выдает только федеральный орган, то разрешение на право заниматься допобразованием может выдавать, в том числе, и областной департамент. По сути, его может получить любая организация при выполнении определенных условий.

Анастасия Тюрина, директор Центра развития бизнеса и карьеры «Наше время»:
Какие услуги предлагает своим клиентам «Наше время»?
– Центр развития бизнеса и карьеры «Наше время» начал свою работу в декабре 2004 года. Мы первыми на пермском рынке выступили с форматом mini MBA, это комплексная программа подготовки руководителей, позволяющая систематизировать знания и навыки в сфере маркетинга, менеджмента, финансов и права, развить личную эффективность руководителей. Участники групп mini MBA приходят к нам с определенными проектами: кто-то открывает новые направления в бизнесе, кто-то ставит своей целью повышение эффективности действующих проектов. Наша основная задача – предоставить все необходимые инструменты и разработать конкретный план действий по повышению эффективности компании либо отдельного ее направления в зависимости от целей, поставленных клиентом. Тренеры-консультанты не просто дают определенный объем знаний, но и помогают применить их на практике, в реальной компании. У нас очень высокие требования при отборе преподавателей. Все тренеры имеют опыт работы в конкретном бизнесе, как правило, на руководящих должностях. Сегодня нашими партнерами в проекте являются практически 20 консультантов-практиков из Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Большинство преподавателей имеют степень MBA и проходили международную стажировку. Каждый тренер является автором прикладных методик и программ, доказавших свою эффективность в сфере бизнеса.

На какие категории клиентов ориентируется «Наше время», и какова ценовая политика компании?
– Большая часть наших клиентов – частные лица: собственники и управляющие компаний малого и среднего бизнеса, частные предприниматели. Программа mini MBA в объеме 300 часов (4 месяца активной работы или 8 отдельных тренинговых программ с консультированием) продается сейчас по цене 46 тыс. рублей. Отдельные тренинги по развитию коммуникативных и управленческих навыков имеют достаточно демократичную цену – от 4 до 12 тыс. рублей. Для корпоративных заказчиков мы разрабатываем индивидуальные образовательные программы на основе глубинных интервью с руководителями и анализа их потребностей в профессиональном развитии. Цена проекта зависит от объема программы (от 16 до 300 часов), гонорара преподавателей, условий проведения тренинга (выездное мероприятие или на территории заказчика), пакета дополнительных услуг (методические материалы для самостоятельной подготовки, система оценки навыков, индивидуальное консультирование участников).

Дмитрий Сутормин, директор ООО «Школа профессионального развития»
Какие позиции занимает на рынке дополнительного образования ООО «Школа профессионального развития»?
– Мы являемся лидером на пермском рынке, и это подтверждено исследованием журнала «Эксперт»: в 2003 году нас признали лучшей компанией отрасли на Урале по объемам продаж, динамике бизнеса. В 2004 году мы удвоили результаты, поэтому на сегодняшний день первенство сохраняем.

Каков спектр предоставляемых компанией услуг?
– Постепенно мы отходим от идеи продажи тренингов и переходим к комплексному обслуживанию клиентов. В этом случае обучение интегрируется в систему управления персоналом, включает в себя оценку, разработку учебной программы под потребности той или иной компании, проверку качества образования через различные процедуры.
Мы эксклюзивно приглашаем для проведения тренингов «звездных» преподавателей, которые всегда востребованы и пользуются особым спросом, это Владимир Тарасов, Елена Сидоренко. Мы имеем и собственный штат тренеров, что позволяет нам заниматься разработкой программ для корпоративных клиентов в зависимости от их потребностей.

Как Вы оцениваете уровень дополнительного бизнес-образования в Перми?
– Отставание от других регионов есть, но в 2004 году произошло значительное увеличение объемов рынка. Рынок созрел, люди знают, зачем они идут учиться, какие цели перед ними стоят. Если три года назад обучение проходило спонтанно, было модой, развлечением, то сейчас это продуманные инвестиции в персонал.

Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о росте спроса на услуги дополнительного бизнес-образования в последние годы?
– Безусловно, появляются новые клиенты. Раньше считалось, что хороших специалистов можно переманить. Цены на них росли, и сейчас многие поняли, что наиболее эффективно готовить специалистов самим. Потенциал для роста сферы дополнительного бизнес-образования в Перми достаточно велик.

Наталья Емельянова, директор языкового центра Britannia:
– Языковой центр Britannia был основан в октябре 2003 года. Сегодня мы предлагаем услуги по обучению английскому языку в разных форматах: в открытых группах, корпоративное и индивидуальное обучение. Кроме того, мы предлагаем уникальную разработку специалистов нашего центра: грамматические и коммуникативные тренинги на английском языке. Тренинги позволяют решать конкретные практические задачи, такие как организация переговоров, общение по телефону с зарубежными партнерами, составление деловой корреспонденции. Например, в августе 2004 года мы провели тренинг по созданию эффективных презентаций на английском языке для участников международной программы Business For Russia.

Курс обучения построен по коммуникативной методике, акцент делается на разговорную речь и аудирование. Овладение грамматическими навыками рассчитано на ситуацию их реального использования. Максимальная эффективность обучения достигается при комбинировании индивидуальных или групповых занятий с интенсивными формами работы.

В Britannia действует шестиуровневая система: перед началом обучения каждый студент проходит тщательное тестирование, выявляющее уровень владения языком, на основе чего формируются группы.

Мы предъявляем высокие требования к своим преподавателям. Они должны прекрасно владеть английским языком и методикой преподавания. Большинство из них стажировались за рубежом.

Корпоративное обучение – одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Помимо изучения языка, наши клиенты решают и другие немаловажные задачи – сплочение команды и укрепление корпоративных ценностей.

Владение языком международного общения оптимизирует контакты с зарубежными партнерами, положительно сказывается на имидже и деловой репутации бизнесменов. Именно поэтому нашими клиентами являются наиболее успешные в своих областях пермские компании, среди них SUN Interbrew, VERRA MOTORS, «Открытый форум», «Камская долина», рекламные агентства «Паритет» и «Синий кот».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний