Газета
 21 февраля 2005, 00:00   957

Прогрессисты

Столкновение интересов бизнеса и СМИ необходимо, поскольку обеспечивает движение вперед.
Столкновение интересов бизнеса и СМИ необходимо, поскольку обеспечивает движение вперед.

Чуть более недели назад довелось поучаствовать в одном небезынтересном мероприятии – круглом столе на тему «Что ждет деловой мир от деловых СМИ?». Разговор был вполне конкретный и касался не отношений деловой прессы и бизнеса вообще, а именно сегодняшних пермских, и велся их представителями. Но местная специфика, конечно, не могла заслонить принципиальность роли деловых (и не только) СМИ в современном обществе. Собственно, название круглого стола осветило лишь одну грань этой проблемы. Выяснилось, что у прессы в свою очередь к представителям бизнеса тоже есть вопросы (требования, пожелания, претензии).

Принципиальные ожидания обеих сторон вполне очевидны и несенсационны. Деловые издания хотят, чтобы экономические субъекты предоставляли как можно более свободный доступ к как можно более обширной информации. В их адрес выдвигаются пожелания-требования помещать на страницах газет и журналов как можно более обширную, достоверную, актуальную информацию и качественную аналитику. Если на секунду отстраниться от конкретной ситуации, то станет ясно, что обе стороны хотят одного и того же. Они жаждут информации. Казалось бы, в чем тогда заключается проблема? Есть общее поле ожиданий, и их суть принципиально совпадает – всегда можно договориться к обоюдной выгоде. Даже то, что информация нужна сторонам для разных целей – бизнесу – для успешного ведения дел, а СМИ — для их популяризации – не порождает дисгармонии. Пресса, в конце концов, — такой же бизнес, как и любой другой. То есть деловые СМИ и те, чью деятельность они освещают, оказываются дважды родственниками. Их роднит общая тематика и необходимость зарабатывать деньги.

Поэтому легко вырисовывается идеальная схема взаимовыгодного сосуществования делового мира и ориентированных на него средств массовой информации. До некоторой степени она реализована на Западе (до некоторой – потому что это реальная, а не идеальная реализация, а значит, и не бесконфликтная). Речь идет о том, что СМИ становятся своего рода инфраструктурным бизнесом, то есть средством обеспечения возможности вести экономическую деятельность для всех остальных. Они предоставляют информацию, которую все черпают на равных основаниях. Точно так же, как все пользуются дорогами, разнообразными средствами коммуникации, системой образования и прочим. Все занимают свои ниши, и возможные проблемы всегда есть частный случай отношений между потребителем услуг и их производителем. При этом можно потребовать деньги назад, подать в суд, обратиться к иному поставщику услуг (т.е. купить другую газету) и так далее. Нет проблемы деловой прессы вообще, есть трудности существования и выживания конкретного издания на рынке. Часто их пытаются свести к тому, кто должен, как и надо ли вообще оплачивать информацию, публикуемую в средствах массовой информации. Речь, конечно, о заказных материалах, которые, именно в силу своего характера, не дают объективной картины и искажают реальную ситуацию в пользу одного из субъектов рынка. Но это техническая, то есть не принципиальная проблема (помимо, разумеется, совести журналистов и редакторов). За информацию всегда кто-то платит: читатель, рекламодатель, ньюсмейкер (как в случае с заказными статьями). Перенос центра тяжести оплаты с одних на других объективности не добавляет: приходится при чтении прессы делать собственную поправку к информации с учетом того, кто пишет и для кого. Принципиальная сложность — в другом. Прессе, и не только в России и Пермской области, трудно полностью отказаться от роли рупора общественности, вещающего об объективных и насущных интересах людей. Это часто оказывается скрытой за сервилизмом готовностью угодить каждому, кто дает деньги. Но в явном и неявном виде всегда присутствует уверенность в собственной правоте относительно того, какая информация и в каком виде на самом деле нужна обществу. Это, собственно, придает легитимность прессе, возможности выискивать недостатки, писать о проблемах и требовать их решения. Пресса, превратившись в информационные бюллетени и пресс-релизы, перестанет быть самой собой и мало кому будет интересна. Но абсолютно то же самое касается и бизнеса. Когда его представители говорят о необходимости публиковать обширную, достоверную, актуальную информацию и качественную аналитику, то явно и неявно подразумевается, что это надо не только самому бизнесу, но и всему обществу, потому что поможет решению стоящих перед ним задач. В нашем случае, например, удвоению ВВП. В итоге, мы имеем столкновение не интересов частных хозяйствующих субъектов (в таком качестве издания конкурируют только между собой), а разных точек зрения на принцип социальной ответственности. Это проблема, которая оборачивается безусловным плюсом, потому что создает необходимое напряжение, позволяет требовательнее относиться друг к другу и, таким образом, играет роль двигателя прогресса.
Поделиться:
Все новости компаний