Газета
 07 февраля 2005, 00:00   1032

А что за душой?

Для продвижения образа региона или страны необходимо иметь, что продвигать. Хотя бы для начала.
Автор: Кирилл Перов
Как иногда занятно пересекаются события: на следующий день после вступления в должность нового заместителя губернатора Олега Ощепкова на телеканале Euronews в прямом эфире и без купюр транслировалось обращение американского президента к нации. Сведение в одном контексте того и другого может, конечно, напомнить об известной поговорке «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька. И это будет справедливо. Но связь между ними усмотреть все же можно; она будет совершенно фантастическая, но, удивительным образом, прозрачная и вполне предметная. Дело в том, что новоиспеченного вице-губернатора уже успели окрестить «имиджевым», так как в зоне его ответственности оказалась задача, суть которой передают в выражениях «позиционирование» и «продвижение Пермской области в России и за ее пределами». Euronews дает превосходный образец «позиционирования» и «продвижения» Америки «за ее пределами». Европейский канал работает в качестве добровольного и бесплатного приложения к американской пропагандистской машине. Отсюда совершенно несусветная мысль: если первым своим делом главный PR-менеджер области видит создание в Перми «Дома актера» по образцу московского, то впечатляющим итогом его деятельности могла бы быть прямая трансляция выступления пермского губернатора на российском общефедеральном канале. Вот это было бы и «позиционирование», и «продвижение»!

Шутки шутками, но случай с Америкой весьма показателен в плане сложностей, неизбежно возникающих при работе с имиджем. Казалось бы, у Соединенных Штатов есть все возможности и инструменты. И товарами американскими мы, пусть не часто, но все же пользуемся, и национальный американский дензнак остается самым популярным на этой планете. А американские технологии, без которых невозможно представить себе современный мир. А Голливуд – самая красочная и завлекательная в истории машина по формированию и поддержанию имиджа. Но нет – антиамериканизм остается одной из самых популярных маний современного мира. А одно из самых ярких впечатлений американца от столкновения с незнакомой ему действительностью – это удивление в духе «почему же нас все так не любят, мы же такие хорошие».

Дело, впрочем, не в любви/нелюбви, а в том, что собственное представление о самих себе не совпадает со сторонним взглядом. Здесь источник всевозможных недоразумений и фрустраций. Америке кажется, что она продвигает одно – великое, доброе, вечное, многим другим мнится – прямо противоположное. С Россией, кстати, происходит нечто подобное. По-прежнему широко распространено убеждение, что мы являемся державой экстра класса и можем оказывать серьезное влияние на мировые процессы. Но стоит россиянам узнать, как реагируют на наши притязания, например, в бывших советских республиках, как тут же рождается плаксивое «почему же они нас так не любят, мы же для них столько сделали».

Главная ошибка, которую допускают при анализе причин такого положения вещей, – полагать, будто не хватает банального технического мастерства и изощренных технологий в прояснении своей позиции, на самом деле «белой и пушистой». Их, конечно, не хватает. Поэтому есть своя правда в суждениях о том, что на недавнем форуме в Давосе российское представительство (в лице одного вице-премьера Жукова) было совершенно недостаточно, чтобы убедить присутствующих, что у нас все хорошо и движемся мы в правильном направлении. Но прежде чем что-либо продвигать, надо это что-либо иметь за душой. Здесь и обнаруживается разница между Штатами и Россией. Америка, в общем, знает, чего она хочет. Все разногласия внутри ее самой сводятся к тому, как этого добиваться. Тем американцам, которым не нравится Буш, он несимпатичен именно из-за того, что неправильно представляет миру «настоящую» Америку. От того и не любят ее. А что есть у России? Иногда кажется, что только обида. На неблагодарных соседей или, как у Путина, на пресловутые двойные стандарты.

В этом, конечно, и состоит главная дилемма «имиджевого» вице-губернатора. Собственно, термин «позиционирование» довольно точно отражает суть задачи: чтобы быть увиденным, услышанным, и может быть, даже интересным, надо занять хоть какую-нибудь внятную позицию. Но речь идет о внятном профиле всего региона. Никаким административным образом этот профиль не сформировать и местным колоритом в лице Ивана Семенова (оживлением памятного литературного персонажа Ощепков занимался, кроме прочего, на прежнем месте работы) не заменить. Это может кончиться только созданием этнографического заповедника в духе «грёз краеведа». С другой стороны, любой имидж складывается из деталей. И одна из них уже налицо. Речь не об Иване Семенове, а о появлении должности вице-губернатора с такой задачей, что является прецедентом для российских властных структур. Можно сказать, что первая PR-акция уже состоялась и, может быть, является выражением уверенности в том, что Пермская область заслуживает большего, чем имеет.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний