Газета
 07 февраля 2005, 00:00   1084

Бюджетная пора

Принятие бюджета в первом чтении обошлось без баталий внутри депутатского корпуса. Зато второе обещает быть куда более оживленным.
Принятие бюджета в первом чтении обошлось без баталий внутри депутатского корпуса. Зато второе обещает быть куда более оживленным.

Пленарное заседание думы не принесло сюрпризов: депутаты, как и ожидалось, приняли бюджет в первом чтении и одобрили проект приватизации на 2005 год. Необычность традиционно чинному мероприятию придавали лозунги протестующих льготников, участники несанкционированного пикета рвались в зал. На этом фоне депутаты все же решились повысить тарифы на водоснабжение и канализацию.

Ожидаемый исход
Главным событием пленарного заседания стало принятие бюджета в первом чтении. Значение события подчеркивали два обстоятельства. Во-первых, проект бюджета докладывал лично мэр Аркадий Каменев. Во-вторых, обсуждение шло под гул голосов разъяренных льготников, пытавшихся прорваться в зал. Несмотря на выступления протестующих, депутаты решили проводить заседание в рабочем режиме. Однако спикеру думы Игорю Сапко все же пришлось несколько раз покидать коллег, чтобы успокоить собравшихся льготников, рвавшихся лицезреть депутатов. В итоге, он пообещал пенсионерам, что до 22 февраля дума внесет поправки в бюджет во втором чтении и определит размер необходимых муниципальных выплат.

Претензии на этом фоне некоторых депутатов по части увеличения социальных расходов в бюджете были отклонены. Думцы приняли бюджет без баталий, утвердив показатели доходной части, расходной и дефицита, уточненного поправками депутата Нины Аникиной, единогласно. Администрации в свою очередь пришлось согласиться с мнением депутатов и внести их поправки в свой проект. Доходная часть бюджета была увеличена на 405 млн. рублей за счет дополнительных средств, переданных областными парламентариями муниципалитету на реализацию госполномочий. И 73 млн. из доходов был исключены, в том числе те 60 млн., которые администрация планировала собрать с населения за счет перекладывания на его плечи оплаты биллинговых услуг по ЖКХ. Таким образом, доходы бюджета были определены депутатами в 8, 520, 672 рубля, расходы в 9, 037 млрд. рублей, дефицит, соответственно, – в 516, 430 млн. рублей (9,3% от доходной части).

Нина Аникина:
– Администрация пыталась через думу провести решение по включению в доходную часть бюджета суммы, которую бы стали собирать с населения в пользу Инкомуса за расчетно-кассовые операции по услугам ЖКХ. Эти расходы всегда несли поставщики коммунальных услуг. Думаю, что после того, как в первом чтении мы отклонили это решение, его принятие в дальнейшем исключено.

Но если первое чтение сюрпризов не преподнесло, то ничего не обещает, что второе будет таким же. Особенно с учетом обещания пенсионеров появиться снова и намерения депутатов перекроить расходные статьи. Главные претензии ряда думцев сводятся к недостаточному финансированию социальной сферы. В разговоре с «bc» депутат Александр Буторин заявил, что в ее пользу будет добиваться перераспределения средств в расходной части.

То, что режим обсуждения бюджета между первым и вторым чтением будет более горячим, подтвердил и председатель гордумы Игорь Сапко. По его словам, если в первом чтении расхождения возникали в большей степени между депутатским корпусом и мэрией, то в режиме между первым и вторым куда более острые дискуссии могут начаться между самими депутатами.

Игорь Сапко:
– Мне известно, что ряд депутатов планируют выступить с инициативами по увеличению средств на образование, спорт, городские целевые программы. Пока все это мы будем обсуждать в рамках перераспределения средств между отраслями, хотя, теоретически, не исключено, что придется вернуться в режим первого чтения и снова пересмотреть цифры дефицита, расходов и доходов бюджета.

Все не отдадут
Вкупе с бюджетом дума приняла и прогнозный план приватизации на 2005 год. Согласно расчетам специалистов Департамента имущественных отношений администрации Перми доходы от продажи муниципальной собственности позволят направить в бюджет, как минимум, 172,2 млн. рублей. Среди замечаний содокладчика по вопросу Алексея Грибанова фигурировали отсутствие в плане объектов, непроданных ДИО в 2004 году, непредставление справки, что продаваемые объекты не являются историко-культурным достоянием. Также депутата не устроила недостаточная, по его мнению, обоснованность продажи муниципальных предприятий, и в первую очередь, комбинатов школьного питания. Это, как считают ряд думцев, может привести к неконтролируемому росту цен на их услуги.

Несмотря на это, дума намерена доработать проект администрации. Депутат Максим Тебелев призвал своих коллег внести поправки по каждому объекту, в случае если его продажа вызывает вопросы.

Между тем, не все депутаты поддержали принятие проекта приватизации. Среди противников оказался Денис Ушаков, посчитавший продажу муниципального имущества нецелесообразной. Как заявил «bc» г-н Ушаков, попытка подвести план приватизации под доходную часть бюджета – большая ошибка. Ведь мэрия, по его словам, избавляется и от ликвидного имущества, муниципальных предприятий, связанных с детским питанием и ЖКХ.

Нелегкое решение
Самым острым в ходе заседания с социальной точки зрения стал вопрос принятия нового тарифа за услуги водоснабжении и канализации. Положительное решение вопроса депутатам далось не просто.

Депутатов убедили доводы директора ООО «Новогор-Прикамье» Михаила Никольского. Он заявил, что в случае непринятия нового тарифа, его предприятию нечем в феврале будет выплачивать зарплату своим работникам, а отрасли грозит развал, так как ни инвесторы, ни банки не дадут средств на компенсацию убытков. В итоге, дума утвердила снижение действовавшего экономически обоснованного тарифа на воду с 5, 77 рублей до 5, 53 рубля, и на канализацию с 5,02 рублей до 4,06 рублей. Однако из-за решения Законодательного собрания области о переходе на стопроцентную оплату услуг ЖКХ население в итоге будет платить на 25% больше.

Некоторые депутаты выступали за то, чтобы компенсировать для населения разницу тарифа за счет городского бюджета. За такой путь решения ранее высказывались депутаты из комиссии по городскому хозяйству, мотивировав это решение единственно возможностью предотвратить новый виток недовольства населения. Но по словам заместителя председателя гордумы Михаила Ширинкина, принятие целиком политического решения чревато проблемами в будущем и не позволит снять социальную напряженность.

Михаил Ширинкин:
– Если принимать во втором чтении решение о компенсации повышения тарифа для населения за счет средств бюджета, то надо четко понимать, что нам вышестоящие уровни власти потери компенсировать не будут. Мы и так утверждаем бюджет с дефицитом в полмиллиарда рублей, исходя из того, что средства будут направлены именно на решение социальных проблем. Если мы примем такое решение, то придется отобрать средства у того же образования и здравоохранения. И в следующем году ситуация повторится вновь. Так что это – не выход из положения.

Следующее пленарное заседание обещает стать одним из самых сложных из-за политического накала. Причем избежать его не удастся точно, если протестующие выполнят свое обещание появиться перед дверями думы вновь. Принимать непопулистские решения при открытом голосовании и в присутствии телекамер депутатам будет очень непросто.

Комментарий

Александр Буторин:
– Доля расходов на социальную политику в бюджете этого года снизится на 9% в сравнении с аналогичным показателем за 2004 год. На смягчение негативных последствий, порожденных федеральным законом №122, мы предусмотрели 60 млн. рублей. 30 из них придется где-то изыскивать. Еще неизвестно, позволит ли эта сумма снять возникшее социальное напряжение. Кроме того, у нас разработаны большие социальные целевые программы, такие как охрана здоровья, социальная поддержка. Но суммы, выделенные на них, незначительны. В режиме обсуждения расходов между первым и вторым чтениями, я думаю, возникнет острая дискуссия по поводу того, с какой сферы придется снять часть финансирования и на какую направить.

Максим Тебелев:
– Все изменения, которые понадобятся, мы сможем принять во втором чтении. Ведь проект хоть и одобрен, но у нас остается право внесения в него до 15 февраля поправок. Что касается принятия решения ДИО проводить продажу объектов исключительно через аукционы, то это их решение, и оно, наверное, единственно правильное. Поскольку конкурсы привели к тому, что сложился пул из четырех-пяти структур, которые, по сути, и контролировали скупку муниципального имущества. Аукцион – лучший способ избавиться как от коррупции, так и разговоров о ней.

Денис Ушаков:
– На мой взгляд, целесообразно не продавать, а найти эффективные управляющие компании. Ведь если просчитывать последствия, у нас может случиться так, что придет оператор в ЖКХ, а объекты уже ликвидированы, ему придется создавать их заново. Все это, в конечном счете, отразится на себестоимости услуг. Считаю, что надо сдавать эти объекты в долгосрочную аренду операторам, чтобы не терять рычагов управления. Сейчас главный аргумент администрации – то, что согласно изменениям федерального законодательства, необходимо избавиться от неликвидного имущества до 2009 года, иначе оно будет у муниципалитета отчуждено. А кто сказал, что до этого времени закон не успеет много раз измениться?
Поделиться:
Все новости компаний