Газета
 24 января 2005, 00:00   1071

«Мастер-класс»: Год в стиле Брэнсона

Первый выпуск «Мастер-класса» посвящен направлениям развития бизнеса, личному росту руководителей компаний.
Business Class начинает новый проект. В рубрике «Мастер-класс» эксперты газеты будут высказываться по темам, связанным с развитием бизнеса. На страницах «bc» мы намерены обсудить вопросы маркетинга, брэндинга, бюджетирования, управления персоналом, стратегического планирования и многие другие, без знания которых невозможен путь современного предприятия к успеху. Первый выпуск «Мастер-класса» посвящен направлениям развития бизнеса, личному росту руководителей компаний.

Лозунгом года для среднего и малого бизнеса станет девиз знаменитого британского предпринимателя Ричарда Брэнсона: «Работа – это напряженное развлечение!».

Есть идея
Процессы, происходящие в экономике, ставят перед представителями малого и среднего бизнеса новые задачи, бросают новые вызовы. Сегодня, чтобы бороться с корпорациями, каждая такая компания должна быть на рынке настоящим «возмутителем спокойствия». В противном случае рынок тебя не заметит, и все усилия пропадут. Все большее число экспертов говорит о наступлении новой эпохи в бизнесе. Она уже получила поэтичное определение «Общество мечты». Именно так называется бестселлер Ролфа Йенсена. В своей книге он советует компаниям, которые стремятся быть успешными, срочно «добавить эмоциональности товарам и услугам» и начать создавать Идею своего бизнеса, способную сплотить и вдохновить команду, эмоционально вовлечь потребителя. Если это станет девизом для каждого сотрудника, успех компании обеспечен.

Именно такая стратегия приносит успех британскому предпринимателю Ричарду Брэнсону, личности легендарной в мире бизнеса. Его выдающимся способностям видеть новые и нестандартные бизнес-решения и приумножать ежегодно масштабы своей компании Virgin позавидует любой российский бизнесмен. В структуру Virgin Group сегодня входят свыше 200 успешных компаний по всему миру (совсем недавно Брэнсон вышел на межгалактический уровень, приобретя права на разработку коммерческих полетов в космос, и с 2007 года любой желающий вместе с Virgin-Galactic сможет отправиться к звездам). Весь бизнес Брэнсона развивается под девизом «Работа – это напряженное развлечение!», следование такому подходу приносит реальный успех.

Формула успешного руководителя
В декабре 2004 года специалисты Центра развития бизнеса и карьеры «Наше время» провели исследования среди руководителей малого и среднего бизнеса. Цель исследования – выявление личностных характеристик, способствующих достижению компанией успеха.

Формула успешного руководителя следующая:
– Умение ставить и достигать цель;
– Способность нестандартно мыслить (креативность);
– Умение сплотить команду.

По мнению опрошенных руководителей, прежде всего необходимо поставить цель. Цель, достижение которой бы приносило прибыль, а также дало возможность компании дальше расти и развиваться. Упорство и целеустремленность лидера помогают выстраивать долгосрочную стратегию в рамках выбранного маркетингового сегмента. Умение нестандартно мыслить позволяет принимать рискованные решения, действовать вразрез принятым шаблонам и благодаря этому опережать конкурентов. Перечисленные качества дают шанс сделать рывок в бизнесе, однако без сплоченной команды далеко не уйдешь. Роль руководителя – вдохновить команду идеей и привести её к победе.

Таким образом, все эти факторы личной успешности руководителя в конечном итоге являются основой для динамичного и долгосрочного развития компаний.

Равнение на Брэнсона
Успешные руководители подчеркивают, что их движение вперед невозможно без обмена информацией и общения с интересными людьми, развития своих профессиональных и личных навыков, чтения деловой литературы. Сегодня как никогда актуально изучение опыта международных компаний, традиционно опережающих развитие российского бизнеса. Как сейчас принято говорить, если мы не хотим отставать, значит необходимо быстро бежать, постоянно чему-то обучаться.

Современные руководители отдают предпочтение системному практическому обучению. Например, стажировкам или комплексным программам по формату МВА. Большим спросом пользуются интенсивные курсы изучения иностранных языков. Краткосрочные тренинги показывают свою эффективность, как правило, только для развития каких-то конкретных навыков: ведение переговоров или выступление перед аудиторией.

Каждый успешный руководитель имеет в своем арсенале интересные и полезные привычки. Например, один известный политик каждую встречу начинает с вопроса о том, что хорошего произошло с собеседником за прошедшее время. Анализируя положительные эмоции, а также собственный успешный опыт, позитивные ощущения от жизни и бизнеса укрепляются, и хорошего, как будто, становится больше.

Резюмировать вышесказанное можно очень просто: хотите быть успешными в бизнесе – будьте похожи на Ричарда Брэнсона. Придумывайте вдохновляющую идею Вашего бизнеса. Учитесь быть креативными, амбициозными и упорными. Обзаводитесь полезными привычками. А еще окружайте себя такими людьми, с которыми приятно и легко общаться, хорошо работать и вместе идти к своим целям.

Об авторе
Анастасия Тюрина, директор Центра развития бизнеса и карьеры «Наше время». До декабря 2004 года руководила тренинговой компанией «Школа профессионального развития». До 2002 года семь лет занималась организацией обучения персонала крупного банка.
– Для меня наступивший год – время больших перемен и самореализации. Мы задумали компанию в стиле Ричарда Брэнсона – креативную, динамичную, целеустремленную. Для нас работа – это как раз «напряженное развлечение». Сейчас ведется подготовка программ для начинающих предпринимателей и руководителей компаний среднего и малого бизнеса (мини-МВА, тренинги на развитие коммуникативных навыков). В ближайшее время начнет свою работу дискуссионная площадка для профессионального и личного общения предпринимателей, политиков, профессиональных консультантов и молодежи.

Блиц-опрос
  1. Какие бизнес-цели Вы ставите перед собой и компанией в 2005 году?
  2. Кого из бизнесменов и политиков Вы считаете выдающимися людьми, достойными подражания?
  3. Какие книги произвели на Вас впечатление в прошлом году?
  4. Как планируете личное и профессиональное развитие в 2005 году?

Алена Бехтерева, исполнительный директор РПГ «Синий кот»:
  1. Мы планируем в 2005 году продолжить диверсификацию нашего бизнеса, создание новых интересных и успешных проектов. Сейчас наступает эра профессиональных и успешных менеджеров, людей, способных эффективно управлять бизнес-проектами. И, в отличие от собственников компаний, менеджеры обладают значительно большей свободой самовыражения, меньше «зациклены» в одном проекте, более мобильны.
  2. Интересными и авторитетными бизнесменами в Перми назвала бы Андрея Агишева и Игоря Беляева. Мировыми брэндами – Билла Гейтса и Ли Яккокка. Интересен их менеджерский опыт, сила влияния личности, успешность.
  3. Читаю много. Из лучшего назову книги Джима Коллинза «От хорошего к великому», Джека Траута «Маркетинговые войны», Игоря Манна «Маркетинг на 100%».
  4. Планирую продолжать изучение делового английского языка. Здесь мы сотрудничаем с языковым центром «Британия». Хочу побывать в рекламных компаниях Европы, познакомиться с организацией их работы, структурой и стилем управления. Возможно, вместе поработать хотя бы неделю. Еще хотелось бы побывать в Японии, впитать в себя японскую бизнес-культуру.


Олег Афонасьев, совладелец сети магазинов детских товаров и игрушек «Маугли»:
  1. Одной из первых ставлю цель расширения розничной сети, открытие магазинов самообслуживания, удобных для покупателей, ярких и привлекательных для детей. Хочу открыть производственную линию товаров детской гигиены. Для этого посетил несколько фабрик в Китае, производящих оборудование, например, для Procter & Gamble. Ожидаю благоприятных изменений в экономике, снижения таможенных пошлин и упрощения бюрократических процедур.
  2. Выдающимся человеком считаю Рустама Тарико, создателя брэнда «Русский стандарт».
  3. Честно признаюсь, что читаю немного. В прошлом году запомнились книги В.К.Тарасова «Искусство управленческой борьбы», а также «Заметки на салфетках» и «Радикальный маркетинг».
  4. Самообразование и развитие профессиональных навыков считаю необходимым условием моей работы и бизнеса моей компании. Хочу, наконец, начать изучение английского языка. Может быть, обучение по программе МВА. Обязательно – стажировка за рубежом.


Юрий Силов, управляющий компании «Ультраком» (продажа офисной техники):
  1. Актуальной задачей 2005 года является диверсификация нашего бизнеса и выбор наиболее эффективных и прибыльных направлений развития компании. С течением времени у каждого руководителя меняются личные приоритеты и видение жизни. Динамично изменяется рыночная ситуация. И сегодня для нас важно задать верное направление дальнейшего развития как личного, так и бизнесов нашей компании.
  2. Мне интересна личность Михаила Ходорковского как общественного деятеля, бизнесмена. Импонирует его стремление жить, быть активным, полезным обществу. Несмотря на все происходящие события, он не останавливается, не жалуется, не стал «жертвой», а движется дальше, ищет новые цели.
  3. Впечатлили сразу несколько книг: Тофлер «Шок будущего», Гроув «Выживают только параноики», издания Стокгольмской школы экономики «Караоке капитализма» и «От хорошего к великому».
  4. Личное совершенствование и повышение квалификации руководителя считаю важнейшим условием успешной деятельности любой компании. Планирую развивать собственные управленческие качества, изучать психологию управления, нарабатывать навыки общения с самыми разными людьми. Для меня все больший интерес представляют социальные технологии, изменения, происходящие в обществе.
Поделиться:
Все новости компаний