Газета
 24 января 2005, 00:00   1036

Кино. Итоги года

«bc» продолжает подводить итоги года в сфере цивилизованного досуга, вслед за книгами мы говорим о достижениях кинематографа.
Автор: Кирилл Перов
«bc» продолжает подводить итоги года в сфере цивилизованного досуга, вслед за книгами (см. «bc» №1 (17) от 17 января 2005 г.) мы говорим о достижениях кинематографа. В качестве предисловия необходимо оговориться, что эти заметки являются абсолютно субъективными, задача «bc» не заключалась в мониторинге всех фильмов, вышедших в прокат в 2004 г., этот обзор – сугубо личный взгляд на некоторые новинки киноиндустрии.

Главное впечатление от кинопоказа минувшего года – отсутствие ярких впечатлений. Если задаться вопросом, какой фильм был лучшим, то над ответом придется поразмышлять. Хотя, если разобраться, ситуация не столь критична, во многом она объясняется «сиквелизацией» 2004 года: ведь тот же «Властелин колец -3» или «Шрек-2» имели бы шанс взорвать аудиторию, но наличие порядкового номера и статус продолжения невольно окутали фильмы флером вторичности. Поэтому выделим сиквелы в отдельную категорию, где лучшей, по мнению «bc», является лента «Убить Билла-2». Сколько Квентин Тарантино перецитировал фильмов, сколько саундтреков к его картинам удостоились супервосторженных комплиментов, а он продолжает в том же духе и столь же талантливо. Второй «Билл» получился блестящим, даже нет смысла выделять какие-либо его составляющие (кроме, разве что, Умы Турман, она, как всегда, великолепна). Тарантино вновь доказал свою звездность.

И все же не Тарантино – лучший режиссер года. По версии «bc», по совокупности заслуг им является Ким Ки Дук. В 2004 году в России вышли сразу три фильма талантливого корейца: «Береговая охрана», «Самаритянка» и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Все они очень разные, но каждый стоит того, чтобы его посмотреть и не один раз. Сегодня Ким продолжает рассказывать о пограничных жизненных ситуациях и остается «певцом насилия», но непосредственно формы этого насилия ушли у режиссера на второй план (ставшие чуть ли не визитной карточкой мастера рыболовные крючки, лишающие героев разных частей тела, похоже, остались в прошлом). Подобная метаморфоза пошла только на пользу: уход от демонстративной маргинальности нисколько не сказался на содержательной части картин, зато добавил им зрителей, многих из которых упомянутые крючки только отпугивали. Теперь же каждый фильм Ким Ки Дука – кинематографическое событие, без каких-либо оговорок.

Но как ни странно, лучший фильм, по версии «bc», вышедший в прокат в России в 2004 году, снял ни Ким Ки Дук, а Тим Бартон. Режиссер «Эдварда Руки-Ножницы» и «Сонной лощины» снял «Крупную рыбу». Получилась этакая полусказка-полуявь. Главный герой – Эдвард Блум – всю жизнь (то бишь, весь фильм) рассказывал небылицы про огромную рыбу, которую поймал на золотое кольцо, про великана и русалок, и даже про военные подвиги. Чему-то веришь, чему-то не веришь, но очень хочется, что-то вызывает только улыбку. Но в целом у Бартона получилась очень мудрая, добрая, трогательная и пронзительная картина, безусловное событие 2004 года. К тому же, в России появилась книга Дэниела Уоллеса «Крупная рыба: роман мистических пропорций», по которой поставлен фильм.

Своеобразный результат показали исторические фильмы. Раскрученные «Троя» и «Александр» полностью разочаровали. Виной тому даже не почти полное отсутствие исторической линии, оба фильма, что называется, не убедили. Особенно это касается «Александра»: голубоглазый блондин Колин Фарелл в роли Покорителя мира выглядит просто смешно. На протяжении всей картины не можешь понять, как этому невротику с комплексами удалось завоевать половину Европы и Азии. Единственное светлое пятно в «Александре» – Анджелина Джоли, которая великолепна как формами, так и содержанием. Но кроме «шедевральных» исторических пеплумов в 2004 г. в прокат вышли и очень достойные фильмы, повествующие о делах давно минувших дней. Наиболее достойные из них – «Холодная гора» и «Форт Аламо». И если первый все-таки имеет налет американской спеси, то в «Форте Аламо» этого счастливым образом удалось избежать.

Если же политкорректность и даже намек на пафос вызывают полное непринятие, «bc» рекомендует обязательно посмотреть анимационный фильм «Команда Америка: мировая полиция». Его авторы – создатели знаменитого мультсериала «Южный парк» – не оставили камня на камне от американской действительности, вдоволь поиздевавшись над имперскими амбициями США, супергероями и блокбастерами. Шутки в фильме предельно брутальны и недвусмысленны, а сама картина оставляет намного более приятные впечатления, нежели сходные по направленности фильмы Майкла Мура (как в Каннах умудрились дать Муру «Пальмовую ветвь», совершенно непонятно).

И, наконец, если оценивать кино, которое принято называть авторским, можно отметить, что здесь были как удачи, так и откровенные провалы. К первым, безусловно, необходимо отнести уже упоминавшиеся фильмы Ким Ки Дука, а также «Город Бога» Фернанду Мейреллиша, «21 грамм» Алехандро Гонзалеса Инарриту, «Дом из песка и тумана» Вадима Перельмана, «Затойчи» Такеши Китано. К неудачам «bc» причисляет прежде всего французские ленты «Читай по губам» (режиссере Жак Одиар) и «В моей коже» (Марина де Ван»).
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний