Газета
 27 декабря 2004, 00:00   3821

Доклад и. о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова


Автор: Кирилл Перов
«Уважаемые коллеги, уважаемые жители Пермской области, Коми-Пе­рмяцкого автономного округа!
1. Итоги года
Прошел еще один год жизни региона. Год жизни каждого из нас. Что изменилось за этот период, в каком направлении мы шли и каких результатов добились, что ожидаем от года  и на какие ориентиры нацеливаемся?
(По итогам 2004 года) необходимо констатировать: нужны новые подходы к организации системы управления и в экономике, и в социальной сфере.
2. Историческая ответ­ственность
Решая задачу повышения качества жизни, мы столкнулись с необходимостью выбора способа достижения этой цели. Так же, как любой человек, регион должен выбирать, интересует ли его качество жизни сегодня и любой ценой либо он думает о длительной перспективе.
Сложно найти разумного человека, который продаст все свое имущество и проживет «красиво» год, месяц или день. Трудно найти разумного человека, исповедующего такую жизненную позицию, если он вменяем и чувствует ответственность хотя бы перед собственной семьей. Но очень легко найти такой регион, очень легко найти законодательную или исполнительную власть с такой логикой,  именно она и преобладает в госуправлении.
Эта логика иждивенчества, логика неразумного проедания того потенциала, который в силу внешних обстоятельств оказался в распоряжении общества.
Мы не сторонники такой логики, мы сторонники логики исторической ответственности за принимаемые решения, ответственности перед населением — настоящим и будущим. … Понимая эту ответственность, мы предлагаем путь повышения качества жизни: упрочить фундамент сегодняшнего благополучия, подготовить экономику, социальную сферу, инфраструктуру к изменению экономической конъюнктуры и снизить ее влияние на развитие региона, проведя структурные изменения и в экономике, и в социальных отраслях, и в инфраструктуре.
В связи с этим мы выделяем три основных приоритета деятельности:
• Экономический рост;
• Развитие человеческого потенциала;
• Пространственное развитие.
3. Экономический рост
Благополучие будет всегда, если все, кто хочет и может работать, смогут найти работу.  
В области проживает 2 млн 791 тыс. человек. ... Из 1 млн 748 тыс. человек трудоспособного населения 546 тыс. заняты на крупных и средних предприятиях, 129 тыс. — в малом бизнесе, 316 тыс. — в бюджетной сфере и государственном управлении, 99 тыс. – инвалиды. Студентов и учащихся дневных отделений около 100 тыс. человек. Остается  558 тыс. человек, которых статистика «не видит». Это огромная армия людей, по численности — больше половины города Перми.
Где эти полмиллиона, кто они?
Во-первых, это собственно безработные. По официальным данным, их всего 21 тыс. … По оценкам международной организации труда, их в области более 100 тыс.
Во-вторых, есть огромная группа людей, которые числятся как занятые в домашнем и личном подсобном хозяй­стве, что во многом является скрытой формой безработицы.
И, наконец, надеемся, что среди этого полумиллиона есть достаточно большая группа работающих, но, к сожалению, работающих без оформления трудовых отношений.
Все эти полмиллиона пользуются услугами социальной сферы, услугами инфраструктуры. Эти люди являются получателями субсидий из областного бюджета, не внося своего вклада в казну. Их издержки ложатся бременем на официальный бизнес. Учитывая, что расходы бюджета на одного жителя области составляют 12,5 тыс. рублей в год, общие затраты на эту категорию — около 7 млрд рублей.
Позитивно оценивая процессы повышения производительности труда, внедрения новых технологий, мы видим, что существующая структура экономики региона выталкивает людей из системы занятости, старые рынки сокращаются, и нет новых секторов, которые были бы в состоянии трудоустроить эту массу людей.
Самое непростительное в такой ситуации — делать вид, что ничего не происходит. Наша задача — не замалчивать проблемы, а искать пути выхода.
Решить проблему занятости мы сможем, обеспечив экономический рост. Основные тезисы нашей экономической политики неизменны. Они были обозначены в прошлом году: поддержка инвестиций, развитие малого предпринимательства. Нам нужно, поддерживая существующий бизнес, который нас сегодня кормит, привлекать новых инвесторов, российских и иностранных.
Были времена, когда под инвестором понимали прежде всего того, кто владеет денежным ресурсом. Сегодня наблюдается относительный избыток инвестиционных денег и недостаток рынков сбыта. Нам нужны стратегические инвесторы, которые владеют новыми рынками сбыта.
В прошлом послании мы говорили о рычагах, которыми может пользоваться государство для поддержки бизнеса, и выделили ряд направлений. Сегодня мы можем их детализировать.
Первое — это расширение рынков сбыта продукции региональных производителей. В этом направлении необходимо лоббировать получение нашими предприятиями государственных и муниципальных  заказов, заказов государственных монополий,  понимая, однако, что с приходом рынка мы теряем этот рычаг…
Второе направление — сокращение издержек бизнеса. В том числе на обеспечение транспортной доступности до рынков сбыта, на подготовку квалифицированных трудовых ресурсов, на создание и содержание инфраструктуры.
Мы готовы с учетом интересов бизнеса вкладывать бюджетные средства в инфраструктуру. Но при этом мы совместно с бизнесом должны понимать, какова будет отдача от таких решений, как и в какие сроки  эти средства вернутся в наш бюджет.
Третье — сокращение налогового и тарифного бремени. Существующая налоговая система не стимулирует развития бизнеса. Для уменьшения налогового давления на фонд оплаты труда мы будем добиваться изменения федерального законодательства с целью снижения ставок единого социального налога и НДС.
Необходимо вернуться и к вопросу снижения налогового бремени на бизнес за счет тех ресурсов и возможностей, которые есть у региона. Сложно принимать решения по снижению собственных доходов. Но это самый реальный шаг, который мы можем сделать навстречу бизнесу. И сегодня лучшее время для принятия подобных решений.
Четвертое направление — под­держка инвестиционных проектов. И здесь наша задача — завершить начатое: создать единую для всех отраслей систему поддержки проектов.
Но только крупными проектами задачу диверсификации экономики и создания большого количества новых рабочих мест мы не решим.
Нам нужно готовить целые отрасли и рынки к приходу малого бизнеса: социальную сферу, сферу услуг, ЖКХ. Необходимы государственные программы поддержки малого бизнеса в этих отраслях…
Мы берем на себя обязательства по минимизации вмешательства областной власти в дела бизнеса и обращаемся с просьбой к муниципалитетам и федеральным структурам, их сотрудникам, в первую очередь к судебной власти и силовому блоку, не создавать не основанных на законе проблем налогоплательщикам. Мы просим всех жителей области уважительно относиться к тем, на чьи налоги живет и развивается регион.
4. Развитие человеческого потенциала
Вне всякого сомнения, численность населения является одним из основных показателей потенциала региона, его весомости в стране, его значимости для инвесторов с точки зрения рынка сбыта.
В 2001 году численность населения Пермской области составила  2 млн 950 тыс. человек. На тот период мы были 15-ми в России.  За четыре года мы потеряли более ста шестидесяти тыс. человек. Если тенденция не изменится, то через пятнадцать лет нас будет меньше 2,5 млн, а уже в этом году Пермь может выйти из категории городов-миллионников.
Причем мы теряем население не только за счет низкой рождаемости и естественной смертности, но и за счет потерь среди людей трудоспособного возраста, за счет миграции, в первую очередь квалифицированной, высокооплачиваемой рабочей силы. Обидно, но надо признать, что у успешных людей высока мотивация для переезда в столицу.
Если мы всерьез заботимся о будущем, мы должны создавать условия для того, чтобы люди хотели жить в Пермской области. Первый критерий — наличие работы, об этом уже было сказано.
Но, кроме этого, люди должны быть уверены, что полученное образование будет востребовано,  что им и их семьям в случае необходимости будет оказана квалифицированная медицинская помощь, что они и их близкие не станут жертвами преступников, что честным трудом можно достойно обеспечить свою старость.
Всего на цели, связанные с образованием, здравоохранением, социальной политикой, бюджетная система области расходует более 22 млрд рублей.
Правительство планирует повысить минимальный размер оплаты труда к 2006 году до 1100 рублей. Это повлечет дополнительные расходы нашего бюджета на 3,5 млрд рублей. Планируемое доведение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума — еще миллиарды рублей наших расходных обязательств. Мы должны создать условия, чтобы эти деньги тратились эффективно.  
Уже в этом году мы планируем начать масштабный переход системы здравоохранения на новые принципы функционирования, результатом которого станет реальное право человека на свободный выбор поликлиники, больницы, где он хотел бы лечиться, через свободу выбора страховой компании. В какую больницу человек пойдет за врачебной помощью, туда за ним пойдут и государственные деньги. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, это откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения.
Проведенный анализ показывает, что среди причин смертности у мужчин в трудоспособном возрасте 53% занимают травмы и отравления. Проблема не в том, что мало больниц и врачей, а в том, что люди много пьют. Мы проигрываем трудовые ресурсы — наше будущее — алкоголю, наркотикам.
Много уже говорилось о подушевом финансировании образования, но фактически до сегодняшнего дня по большинству расходных статей оно остается сметным, не стимулирующим к оптимизации расходов. Слаба конкуренция между образовательными учреждениями государственного и негосударственного секторов.
Хочу обратить внимание на то, что со следующего года в связи с реализацией муниципальной реформы весь принцип распределения средств между муниципалитетами меняется, они будут иметь самостоятельные источники доходов. А средства областного бюджета будут распределяться исключительно по подушевому принципу.
Все, что будет сэкономлено, останется в муниципалитетах. Те, кто оптимизировал систему образования и снизил расходы, легко пройдут такую реформу. Многие выиграют в результате муниципальной реформы, но ряд территорий окажутся в жестком кризисе.
5. Пространственное развитие
Важнейшим фактором сохранения и развития человеческого потенциала является наличие достойных условий проживания человека и комфортной среды обитания.
Рассмотрим сегодняшний уровень обеспеченности края услугами инфраструктуры. Расположим на карте схему автомобильных дорог, электрических сетей, газификации, наложим на них схему населенных пунктов и увидим, что большинство граждан проживает сегодня в крупных населенных пунктах с высоким уровнем обеспеченности дорогами, электричеством, природным газом. Вот он — базовый каркас расселения Пермской области!
На основании этого каркаса можно прогнозировать возможные точки роста, то есть  города и населенные пункты, где потенциально будет развиваться экономика.
Мы не можем в административном порядке определять и назначать точки роста новой экономики. Перспективы развития населенных пунктов зависят как от экономических факторов, так и от эффективности работы муниципальных властей. Областная власть будет поддерживать тех, кто начнет расти сам.
Должны измениться и наши подходы к софинансированию муниципального развития. Невозможно дальше размазывать бюджетные деньги ровным слоем по всем территориям. Надо финансировать только конкретные проекты, понимая, что на вложенный рубль идет отдача либо в виде созданных рабочих мест в точках роста, либо в виде снижения затрат на оказание бюджетных услуг.
Мы, по сути, своими вложениями поддерживаем и консервируем дейст­вующую структуру расселения. Мы финансируем прошлое, а надо инвестировать в будущее.
Необходимо принимать все решения по созданию новых и содержанию существующих  сетей на основании расчетов и в честном диалоге с населением. Население должно знать правду, оно должно знать, что будет с их поселками и деревнями через 5—10 лет… При этом мы понимаем, что тем самым будем неизбежно стимулировать миграцию в направлении опорного каркаса расселения. Это объективный процесс, он идет давно, и, к сожалению, мы им не управляли.
6. Стратегия развития государственного управления
Итак, сегодня мы определили три основных приоритета деятельности. Но реальная ответственность власти перед обществом появится только тогда, когда будут предельно конкретно определены ожидаемые результаты и показатели по каждому из этих приоритетов. Только так мы можем оценить эффективность государственного управления.
Приоритеты деятельности, ожидаемые результаты и показатели развития региона в увязке с ресурсами должны быть отражены в программе социально-экономического развития Пермского края, которую мы разработаем в этом году. Нужен иной горизонт планирования, иной горизонт управления. Поэтому мы говорим, что бюджет нам необходим, как минимум, на три года вперед, а видение перспектив — программа развития — на 10 лет.
Определив цели развития региона, мы должны пойти дальше. Задачи должны быть поставлены для каждой отрасли и перед каждым муниципальным образованием. И везде мы должны получать конечный измеримый результат: созданные рабочие места, реализованные инвестиционные проекты, количество выпускников, успешно сдавших единый государственный экзамен, снижение стоимости содержания 1 квадратного метра жилья.
Исключительно в привязке к конечному измеримому результату должно происходить и распределение ресурсов, выделение бюджетных средств.
Поставив цели и выделив адекватный ресурс для их достижения, мы тем самым формируем заказ. Этот заказ мы можем разместить в государственных и муниципальных учреждениях или в частном секторе.
Важно поставить бюджетные учреждения в одинаковые условия с предпринимателями…
Все государственное управление должно быть построено на конкуренции: людей, проектов, бизнеса, территорий. В вопросе конкуренции территорий новые возможности дает нам реформа местного самоуправления. Несмотря на все сложности, связанные с реализацией федерального законодательства в этой сфере, реформа местного самоуправления способствует конкуренции между территориями.
Доходная база муниципалитетов целиком и полностью будет зависеть от объективных факторов: размещения производительных сил, имущества, численности населения. Мы уходим от затратного сметного  принципа формирования расходов. В выигрыше оказываются те, кто рачительно подходил к своим расходам, оптимизировал сеть учреждений, искал лучшие способы оказания бюджетных услуг. У таких муниципалитетов появятся средства на развитие, более качественные услуги инфраструктуры, образования, здравоохранения. Они смогут стать реальными точками роста. Шанс есть у каждой территории.
Заключение
Мы видим направления, в которых надо двигаться, переходя от потребительской логики к логике исторической ответственности. Нет никакой проблемы потратить те сверхдоходы, которые мы получаем. Проблема в том, как заставить эти деньги работать на снижение рисков следующих лет, на обеспечение благополучия следующих поколений.
Мы открыты и готовы честно работать. Мы взяли на себя ответственность и сделаем так, чтобы Пермский край стал территорией успеха, территорией успешных проектов и успешных людей.
Печатается с сокращениями

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний