Газета
 27 декабря 2004, 00:00   1257

Бизнес на азарте

Игорный бизнес активно развивается в Перми и будет расти в ближайшие два года. Его доходность составляет чуть более 30%.
Автор: Кирилл Перов
Игорный бизнес активно развивается в Перми и будет расти в ближайшие два года. Его доходность составляет чуть более 30%.

Игорный бизнес начал активно развиваться лишь в последние 2-3 года. Этому способствовал целый ряд факторов, главным среди которых эксперты называют рост доходов населения. При этом многие специалисты склонны разделять два вида игорных заведений, определяя их как разные бизнесы, развивающиеся отличными друг от друга путями. Оба рынка находятся на подъеме, который, по оценкам экпертов, должен продлиться еще два года. Еще одной общей чертой двух различных бизнесов становится стремление к упорядоченности и борьба с теневыми, нелегальными операторами рынка. Их объединение в Пермскую ассоциацию развития игорного бизнеса (ПАРИБ) демонстрирует желание совместно противодействовать нелегально работающим компаниям.

В сетях
Наименее затратным из двух видов игорного бизнеса является организация игровых залов. Сейчас на рынке наиболее прочные позиции имеют структуры, владеющие целыми сетями заведений. Среди крупнейших пермских структур, представленных на этом рынке, такие организации как «Тайм», «Русская рулетка», «Ковчег», Great game, Super slot, входящие в ПАРИБ. Помимо непосредственно пермских операторов, на рынке действуют и многие иногородние игроки, в том числе и федерального масштаба.

В классе premium, предполагающем наиболее дорогие и качественные автоматы и высокий уровень сервиса, самыми заметными игроками являются «Вулкан» (брэнд, созданный московской структурой) и Super Slot; в нише, ориентированной на средний класс, работают «Русская рулетка», «Тайм» и «Честная игра». При этом на рынке постоянно появляются новые, часто иногородние, игроки. Среди сетей, которые уже через пару лет могут занять достойное место в группе лидеров, – «Рио» (Москва) и «Айсберг» (Башкортостан). Лидирующие позиции сетевых компаний объясняются легко узнаваемым и «раскрученным» брэндом, формирующим представление о качестве оборудования и обслуживания в игорном заведении. А приход иногородних структур, помимо всего прочего, объясняется достаточно либеральными ставками налогообложения, существующими в Пермской области. В Прикамье ежемесячная плата за один игровой автомат составляет 2,2 тысячи рублей, тогда как, например, в Башкортостане – 7,5 тысяч (см. таблицу).

Как сообщил «bc» директор НП «Центр развлечений «РЕСПЕКТ», контролирующего торговую марку Super Slot, Ришат Шарипов, для открытия стандартного заведения, включающего около пятнадцати игровых автоматов и бара, необходимо не менее 300 тысяч долларов. В том числе помещение под игорное заведение, которое должно быть не меньше 100 квадратных метров, стоит, минимум, 150 тысяч долларов. Окупаемость залов игровых автоматов, по разным оценкам, составляет от 2 до 2,5 лет.

Состав посетителей того или иного зала зависит от его позиционирования, однако среднестатистический игрок в Перми – это мужчина в возрасте от 25 до 40 лет с доходом выше среднего. Среди игроков есть завсегдатаи и те, кто заходят поиграть раз в месяц. Средний же по Перми показатель составляет около 50 тысяч посещений различных залов игровых автоматов в месяц. Емкость рынка по состоянию на май 2004 года – 5 миллионов долларов.

Процент выдачи, то есть возврат игроку потраченных денег, являющийся ключевым показателем в данном виде бизнеса, варьируется в зависимости от месторасположения игровых залов. В центре города, где у существует постоянный контингент, процент выдачи – 94-95%, тогда как на вокзалах и рынках, где люди приходят в игровой зал, чтобы скоротать время, он составляет около 92%.

Развитие бизнеса игровых автоматов идет от центра города в отдаленные точки, микрорайоны, поскольку в силу своей относительной демократичности там они могут быть востребованными азартной публикой. Постепенно начинается и освоение пермскими игровыми брэндами территории области. То, что рынок находится на подъеме, не вызывает сомнения ни у кого из экспертов, и его рост будет продолжаться еще, минимум, два года.

Бизнес за миллион
Наряду с игровыми автоматами активное развитие в последнее время получили казино, число которых с течением времени также растет. При этом эксперты полагают, что необходимо разграничивать два вида игорного бизнеса, несмотря на их кажущуюся близость.

Казино более фешенебельные заведения и, по выражению вице-губернатора Пермской области Никиты Белых, наряду с ресторанами входят в понятие гостеприимства, являются местом отдыха.

Соответственно, и затраты на организацию казино значительно выше. Как заявил «bc» топ-менеджер одного из казино, пожелавший остаться неизвестным, обустройство каждого квадратного метра заведения обходится его собственникам в две тысячи долларов, а VIP-залов – в два-три раза больше и вообще не имеет никакого стоимостного потолка. Поэтому нетрудно подсчитать, что затраты на организацию, например, EnGrand, расположенного на 450 квадратных метрах, превышают миллион долларов. Ставка налога на один игорный стол варьируется в зависимости от его типа от 25 до 125 тысяч рублей в месяц, то есть при пятнадцати столах государственные сборы могут составить до 2 миллионов рублей. Поскольку капитальные вложения в казино выше, чем в зал игровых автоматов, срок окупаемости растягивается до 3 лет, а доходность бизнеса составляет немногим более 30%.

Рядовой персонал казино обучается в специализированных школах, тогда как менеджмент выходит либо из бизнеса, либо выписывается из-за границы, поскольку пока класса квалифицированных управляющих ни в Перми, ни в России вообще нет. Крупье зарабатывают от 4 до 7 тысяч рублей в месяц, кроме того, они могут получать чаевые. Однако в некоторых казино запрещено поощрять крупье, в других желающие могут оставить чаевые в специально прикрепленной к игровому столу коробке. По результатам недели все ее содержимое делится между работавшими за столом крупье. Администраторы зала зарабатывают в месяц 10-15 тысяч рублей, однако у них существуют и альтернативные источники дохода, поощрения от игроков.

Среди казино города эксперты считают наиболее фешенебельным «Венецию», несколько демократичнее Space Jam и EnGrand, еще более «народным» является «Мишень». Однако топ-менеджер одного из казино заявил в интервью «bc», что неправильно проводить границы между казино по их позиционированию и ориентации на тот или иной тип игрока, поскольку задача любого игорного заведения – привлечение всех потенциальных клиентов. При этом, как ни странно, серьезную конкуренцию пермским казино составляют московские. Представители прикамской деловой и промышленной элиты, часто бывающие по делам в столице, предпочитают играть в ее заведениях, рассчитывая остаться незамеченными.

Среди клиентов казино преобладают люди в возрасте от 25 до 45 лет, при этом мужчины составляют 70% от общего числа посетителей. Увеличившаяся по сравнению с залами игровых автоматов доля женщин объясняется тем, что казино являются не только игорным заведением, но и местом проведения досуга.

Многие казино в субботу, являющуюся не слишком популярным среди игроков днем, проводят концертные и шоу-программы с целью пригласить не только постоянных посетителей, но и членов их семей. Многочисленные шоу и розыгрыши позволяют увеличить количество посетителей максимум на половину, однако, в целом, убыточны для казино.

В своем развитии казино строго обращают внимание на «фактор четырех улиц», однако появление Paradise и «Мишени» на улицах Советской и Орджоникидзе можно рассматривать как отход от правил. Впрочем, пока они не стали наиболее популярными игорными заведениями города, о верности их стратегии говорить преждевременно. Как стало известно «bc», собственники EnGrand намерены открыть в городе еще одно казино. Причем если раньше рассматривался вариант расположения в месте, удаленном от «сердца» города, сейчас принято решение остановиться на центре Перми, так как рынок пока не заполнен. То же самое опасение быть невостребованными преграждает путь игорному бизнесу в города области. Как заявил «bc» один из собеседников, в городах с численностью менее 300 тысяч жителей открывать игорные заведения вообще бессмысленно. Соликамск и Березники хотя и соответствуют этому показателю, пока не выглядят достаточно привлекательными для потенциальных инвесторов.

Под контролем
Общей проблемой, стоящей на данный момент перед представителями казино и залов игровых автоматов, является наличие большого количества компаний, не лицензирующих свою деятельность и существующих на незаконных основаниях. Как отметил заместитель председателя комитета потребительского рынка и развития предпринимательства администрации Пермской области Сергей Ласточкин, сейчас власти попросту не знают, кто и где занимается игорным бизнесом, и важнейшая на данный момент задача – провести ревизию игорных заведений региона. «Мы даже не знаем, сколько компаний работает на рынке, каково количество павильонов и игровых автоматов», – заявил он. Эта работа была инициирована созданной недавно Пермской ассоциацией развития игорного бизнеса (ПАРИБ). Как заявил ее исполнительный директор Вячеслав Черноштанов, первоочередная задача организации – проверить легальность всех действующих на территории региона игорных заведений. «Чтобы не возникало слухов, что мы выдавливаем конкурентов, мы предлагаем начать непосредственно с организаций, входящих в ПАРИБ», – заявил господин Черноштанов в интервью «bc». Сейчас, как сообщил «bc» Ришат Шарипов, контролирующие органы проводят проверки не тех компаний, которые работают, предположительно, нелегально, а зарегистрированных организаций, изначально ориентированных на работу в рамках закона.

Еще одним приоритетным направлением совместной деятельности властей и бизнеса станет борьба с так называемыми «ромашками», то есть игровыми автоматами, выставленными на площадях, в магазинах. Как заявил Никита Белых, «человек, приходя в зал игровых автоматов, отдает себе отчет в том, для чего он здесь. Когда же так называемые «ромашки» стоят на площади, они провоцируют людей на необдуманную трату денег». Главную задачу администрация области и ПАРИБ видят в направлении отрасли в цивилизованное русло.

В том, что игорный бизнес в ближайшее время будет развиваться динамично, ни у кого сомнений не вызывает. Игровые автоматы уже сейчас появляются на окраинах города, и в ближайшее время сетевые операторы за счет стандартов обслуживания и качественного оборудования начнут теснить мелких операторов рынка. Проникновение на территорию области также будет продолжаться, причем весьма интенсивно, поскольку рынок Перми будет постепенно насыщаться. Новые казино появятся, но в ближайшее время о приходе пермских операторов в города региона речь не идет. Затраты на организацию заведения будут окупаться слишком долго, что не устраивает предпринимателей.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний