Газета
 25 декабря 2004, 00:00   2339

Как провожают пароходы

Постоянно растущие цены на топливо делают речные круизы неконкурентоспособными по сравнению с другими видами отдыха. Операторы рынка ждут государственной поддержки.
Автор: Кирилл Перов

Круизы, как речные, так и морские, всегда считались элитным видом отдыха. Обычные люди традиционно использовали речной транспорт именно как транспорт, а на воде отдыхали лишь обеспеченные граждане. Сегодня ситуация в отношении речных круизов в корне изменилась. Отдых на теплоходе пока стоит столько же, сколько недорогой заграничный тур или поездка в санаторий.

В ловушке монополистов. В Перми речными круизами занимаются четыре туристические компании: «Спутник­РМК», «Охотник», «Кубань», «Экспресс­тур». Еще один оператор речных круизов с большим стажем — «Пермское бюро путешествий и экскурсий» — в этом году отказалось от аренды теплоходов. В навигацию из областного центра ходят 6 теплоходов, следовательно, учитывая, что на одном корабле может отдыхать, максимум, 250 человек, а за сезон делается около 10 рейсов, емкость рынка ограничена 12—15 тысячами клиентов в год. Лидирующую позицию занимает «Спутник­РМК», который ежегодно перевозит около 5 тыс. туристов.

Операторы рынка заявляют, что в Перми сформировался достаточно устойчивый круг «круизных туристов» — тех, кто отдыхал на теплоходе уже не один раз. По словам турфирм, только благодаря этим «преданным» клиентам круизный рынок остается на плаву.

В связи с этим представители туристических фирм, занимающихся речными круизами в Перми, говорят, что одна из важнейших задач для них — изменить стереотип людей в отношении отдыха на воде.

Рафис Валеев, директор туристической фирмы «Охотник»:

— Можно отметить недостаточную информированность людей о круизах, уровне сервиса. Так повелось, что исстари этим видом отдыха могли пользоваться только цари, у широкого круга людей нет культуры круизного отдыха.

Между тем, происходящие в экономике страны изменения делают круизный бизнес все менее привлекательным, а растущая стоимость путевки отпугивает даже самых заядлых поклонников отдыха на воде.

Рафис Валеев:

— Самая главная проблема —  рост цен. Если год назад мы покупали топливо по 6 тысяч за тонну, то сейчас вынуждены брать по 13 тысяч. А куда без топлива? В любом случае, чтобы теплоход шел, 4 тонны в день нужно.

Начальник отдела реализации туристической фирмы «Кубань» Ольга Щукина также указывает на то, что высокие цены мешают продавать больше путевок. «Нам говорят «да за такие деньги мы в Турцию съездить сможем». Причем это не зависит от длины рейса — хоть до Чайковского, хоть до Питера, теплоход все равно заправлять надо», — заявляет г­жа Щукина.

Высокая цена топлива — не единственная причина постоянного удорожания путевок. С каждым годом перед операторами круизного рынка все острее встает проблема износа судов. Большинство теплоходов, обслуживающих рейсы из Перми, построены в ГДР в 60­х годах прошлого века. Строительство нового пассажирского судна стоит $25—30 млн. Если учесть, что круизный сезон длится 3,5­4 месяца, окупится теплоход только через 30­40 лет. Поэтому операторы рынка не спешат покупать новые суда, а занимаются ремонтом старых. В полную модернизацию теплохода: обустройство комфортных кают, закупку оборудования, установку пожарной сигнализации необходимо инвестировать разово до 1—2 млн долларов.

Другие причины роста стоимости путевок коренятся в самой системе речной навигации. По словам директора бюро туризма «Спутник­РМК» Вадима Яхнина, над туроператорами постоянно висит угроза введения платного шлюзования, что может «просто погубить рынок». Как заявляет г­н Яхнин, растут и портовые сборы:

— Иногда расценки непонятны,  здесь есть эффект «локального монополизма»: вы пришли в город, встали на причал — вот такие вам расценки на воду, вывоз мусора. Не хотите — до свидания. А мы не можем, например, не заправляться водой — у нас люди на борту. Никто с нами никакие тарифы не согласует — а мы эти повышения перекладываем на граждан при продаже путевок, но есть же пределы насыщения. Нас спасает то, что на нашем рынке работают всего 6 теплоходов, а ведь было время, когда единственный в то время оператор «Бюро путешествий и экскурсий» имело во фрахте 23 теплохода.

По словам туроператоров, в ситуации постоянного роста себестоимости круизов находятся даже компании с десятилетним стажем. В этом году, как заявляет Вадим Яхнин, рынок испытывает стагнацию. Объемы перевозок ожидаются даже несколько меньше, чем в 2004­м, выйти на прошлогодний уровень поможет только удачный сентябрь.

Чтобы заполнить теплоход, туристические фирмы уже сегодня идут на риск. «Путевки начинаем продавать еще с ноября. Предлагаем рассрочки, договариваемся с банками, чтобы давали какие­то кредиты на покупку путевок», — говорит Ольга Щукина.

 

Привлекательный отдых. Между тем, несмотря на трудности, операторы рынка заявляют, что речные круизы имеют большой потенциал. Во­первых, это связано с большой преданностью клиентов круизному отдыху. По данным туристических компаний, большая часть клиентов принимает решение совершить еще один круиз после первой поездки на теплоходе. Вадим Яхнин из бюро туризма «Спутник­РМК» связывает это с возможностью общения:

— По насыщенности и количеству впечатлений этот отдых дает клиентам одни из самых сильных эмоций. Какие­то бытовые неудобства компенсируются большим количеством интересных мероприятий. Происходит общение — это как большая коммунальная квартира, где люди доброжелательно относятся друг к другу.

Речные круизы пользуются спросом не только в Прикамье. Почти половина клиентов пермских круизных туроператоров — из Екатеринбурга. Отдыхают на пермских теплоходах и жители Тюмени, Челябинска, Кирова, Москвы, Санкт­Петербурга и даже незначительное число иностранцев.

Другое важное преимущество круизов перед другими видами отдыха — возможность за одну поездку посетить сразу несколько городов, «без пересадок, не распаковывая чемоданы». Туристические фирмы каждый год предлагают клиентам новые маршруты, хотя, по словам самих туроператоров, новый маршрут — «чаще всего лукавство».

Вадим Яхнин:

— Карта водных путей судоходных районов не обновляется. То есть нет такого, что еще одна река появилась. Мы можем делать новые стоянки на старом маршруте. Мы можем делать маршруты с остановкой в городах, которые при обычном ходе приходятся на ночь, и мы не останавливаемся. А принципиально новых направлений нет. Вот если бы стали реки Белая или Чусовая более полноводными, мы туда могли бы зайти и пройти хотя бы до Чусового, но мы, к сожалению, не можем это сделать. Поэтому у нас все новое — это хорошо забытое старое. Пять­шесть лет не заходили в какой­то городок, сейчас там поставили причал — и мы заходим. Если вы посмотрите на карту водных путей, куда мы можем прийти, конечные пункты одни и те же: Санкт­Петербург на северо­западе, Москва на западе, Астрахань на юге, Ростов­на­Дону или даже Таганрог, если выйти на Дон. Есть еще интересный вариант —  из Астрахани прогулка по Каспийскому взморью.

По мнению Рафиса Валеева, хороший отдых на теплоходе должен начинаться и заканчиваться в Перми. По собственным стандартам турфирм в день на судне должно проводиться не менее восьми развлекательных мероприятий. Операторы рынка занимаются обучением персонала работе с клиентами, приглашают тренинг­менеджеров из других городов.

Сервис улучшается не только на теплоходах, но и в городах. Местные турфирмы конкурируют между собой за право обслуживать туристов с прибывающих судов и предлагают все новые и новые экскурсии, услуги и развлечения. «Улучшается обслуживание. Делаем новые зеленые стоянки, где это возможно. Там местные туристические фирмы тоже устраивают разные развлечения, открывают кафе, продают изделия  народных промыслов», — говорит Ольга Щукина из турфирмы «Кубань».

 

В ожидании помощи. Операторы рынка расходятся в оценках перспектив круизного бизнеса. Мнения находятся в диапазоне  от осторожного оптимизма до полного пессимизма. По словам Ольги Щукиной, если цена горючего будет расти, продолжится и рост стоимости путевок:

— Единственный выход — сокращать рейсы, количество дней. А, вообще, это может привести к тому, что многие фирмы откажутся от теплоходов — невозможно будет работать. Страшно подумать, что такой большой город, как Пермь, может остаться без теплоходов.

Рафис Валеев, наоборот, считает, что речные круизы имеют неплохие перспективы:

— В других городах ведь тоже теплоходы есть, а цены на горючее в том же Поволжье выше, чем у нас. Да и на круизы в Перми цены ниже: на 30—40%, чем в Поволжье, в 2 раза, чем в Москве и Питере. Хотя и не так много теплоходов.

По мнению Вадима Яхнина, развитие рынка путешествий по воде должно происходить либо за счет появления и модернизации больших теплоходов, либо за счет развития коротких путешествий на небольших судах и других водных транспортных средствах. А пока что пермские владельцы теплоходов вынуждены сдавать суда в аренду в другие регионы.

Надежды на будущее операторы круизного рынка связывают с принятым законом о монетизации льгот. Туристические фирмы надеются на то, что государство будет выделять льготникам средства на круизный отдых. Между тем, по словам Рафиса Валеева, никакой поддержки от властей нет, так как круизы «не рассматриваются как социальный отдых»:

— Нужна поддержка. Может быть, льготное кредитование, может быть, поддержка местного, территориального, федерального бюджетов — выделение средств на отдых на реке. Тогда мы сами заработаем на жизнь. В Екатеринбурге выделяется в 6 раз больше средств, чем в Перми, на оздоровление ветеранов посред­ством  речных круизов. Это притом, что своих круизов там нет.

С г­ном Валеевым солидарен и Вадим Яхнин:

— Мы здесь живем, здесь продаем путевки, здесь платим налоги. Политики, государственной или региональной, чтобы поддерживать этот вид туризма, которым занимаются местные компании, который создает рабочие места для пермяков, нет. Должны быть, может быть, какие­то рекомендации предприятиям, когда они выбирают для сотрудников между санаторием где­нибудь в Адлере и круизом, чтобы выбирали круиз.

А пока что пермские круизные операторы вынуждены самостоятельно бороться за выживание. Тем более что конкуренция должна усилиться, по словам одного из экспертов «bc», в следующем году на пермский круизный рынок придет новая серьезная иногородняя компания.

 
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний