Газета
 25 декабря 2004, 00:00   1420

Высокие темпы

«ВНИИБТ – Буровой инструмент» увеличивает выручку от реализации на 20% в год. В планах на 2005 год — освоение новых и перспективных рынков сбыта.
Расскажите, пожалуйста, о компании, каких наиболее значимых успехов она добилась за последнее время?
Николай Дашкевич, генеральный директор ООО «ВНИИБТ — Буровой инструмент»:
— В структуру «ВНИИБТ — Буровой инструмент» входят 5 предприятий, названия которых хорошо знакомы людям, имеющим отношение к нефтегазовому машиностроению. Пермский филиал ВНИИБТ — это та самая организация, где 40 лет назад был изобретен винтовой забойный двигатель (ВЗД), обеспечивший мощнейший прорыв в бурении. ВЗД и турбобуры и сегодня являются нашим основным направлением деятельности. Помимо этого, компания занимается винтовыми насосами с верхним приводом, использование которых оптимально при добыче высоковязкой нефти со средним содержанием серы и высоким содержанием песка в малодебитных скважинах, а также мультифазными насосами для перекачки нефти от куста скважин в емкости и устранения аварийных разливов нефти. И третье направление — это оборудование, предназначенное для ремонта гидравлических забойных двигателей.
Второе предприятие, «Нефтегазтехника» — уникальная организация, единственный в России и один из двух в мире разработчик и производитель редукторных турбобуров. Третье предприятие, «Павловский машзавод» — производитель ВЗД и турбобуров. Все эти три предприятия находятся на территории Пермской области. Помимо них, в состав дивизиона входят «Опытный завод ВНИИБТ» в Котово Волгоградской области и НПО «Буровая техника» в Москве с двумя площадками в Подмосковье, известное, прежде всего, как разработчик проектов многоствольных скважин и скважин с большими отклонениями от вертикали. Один из последних контрактов — разработка проекта на строительство добывающих и нагнетательных скважин на месторождении «Приразломное» в Печерском море.  Совокупная численность дивизиона — 2200 человек. Что касается наиболее значимых успехов, то основной критерий, по которому судят о предприятии, — объем продаж. В последнее время он растет примерно на 20% в год, причем рост стабилен и устойчив.
Каковы отличительные черты вашей продукции?
— Гамма продукции нашего предприятия очень широка. У ВНИИБТ-БИ есть два стратегических преимущества перед конкурентами. Первое касается продуктового ряда: в России столь широкого набора качественной продукции не может предложить ни один производитель. Второе — вся цепочка работы над продуктом, от разработки идеи до сервисного обслуживания, проводится внутри компании.  Контроль над каждым звеном этой цепочки позволяет работать максимально оперативно, а также лучше контролировать риски.
Как происходит модернизация продукции?
— Работа по модернизации продукции ведется нами сразу в нескольких направлениях. Первое из них — научно-исследовательская работа, которая более рискованна с точки зрения достижения позитивных прикладных результатов, но эффект от которой более долгосрочен, она необходима на средне- и долгосрочную перспективу. Другое, более «практичное» направление — опытно-конструкторское. В его рамках каждый год мы проводим модернизацию нашей продукции в соответствии с требованиями клиентов, повышаем ее качество, что позволяет долгое время оставаться конкурентоспособными на рынке. В рамках третьего направления мы проводим большой объем исследований на тему совершенствования технологии производства продукции как внутри собственной производственной цепочки, так и путем расширения производственной кооперации, в том числе и с предприятиями Пермской области. На смену тому оборудованию, которое по разным причинам не в состоянии обеспечить современный уровень технологии производства, приходит новое.
Расскажите, пожалуйста, о собственных производствах компании. Планируется ли приобретение новых предприятий?
— В среднем наши производственные мощности загружены на 85% при двусменном пятидневном режиме работы. Однако по различным производственным переделам загрузка разная,  некоторые работают по скользящему графику и загружены круглосуточно, включая выходные. Мы разработали программу модернизации собственных мощностей и успешно реализуем ее. Что касается приобретения новых производственных активов, скажу, что нам было бы интересно консолидировать профильные предприятия, которые занимаются выпуском похожей продукции в России, прежде всего, речь идет о предприятиях Пермской области.  В этом направлении ведется планомерная работа.
Как строится работа с заказчиками?
— Работа с заказчиками бывает плодотворной только тогда, когда сделки не являются самоцелью, а основным посылом выступает желание предлагать комплекс услуг и качественное оборудование. Это достигается путем постоянного общения с непосредственным потребителем нашей техники. Сначала мы идентифицируем  потребности заказчика, затем, что очень важно, стремимся понять, в каких условиях используется наше оборудование, а уже потом разрабатываем и внедряем новый продукт, отвечающий потребностям заказчика. Благодаря подобной системе мы имеем возможность постоянно совершенствовать свою продукцию и быть успешными на рынке. Однако здесь важна взаимная заинтересованность в улучшении технологий бурения и применяемого оборудования. В этом смысле хочется отметить нашу совместную плодотворную работу с БК «Евразия — Пермь» и поблагодарить менеджмент этой компании за постоянное стремление к совершенствованию технологии бурения.
Кроме того, мы успешно развиваем новую схему взаимоотношений с заказчиком — это аренда оборудования. Заказчик получает от нас оборудование и платит за фактически отработанное им время. Для потребителя это выгодно в нескольких отношениях. Во-первых, существуют так называемые короткие интервалы бурения, когда все необходимые работы можно сделать за несколько часов, а потом процесс бурения осуществляется с помощью  другой  техники. Во-вторых, у заказчика исчезает головная боль по поводу ремонта оборудования: он получает оборудование, которое гарантированно работает требуемое количество часов, по истечении этого времени мы его забираем в ремонтный цех, осуществляем дефектоскопию, плановый ремонт и привозим назад. В настоящий момент в РФ успешно работают 5 наших сервисных центров.
Каковы основные рынки сбыта предприятия?
— Основные рынки сбыта нашей продукции  — Россия и СНГ, нашими потребителями являются практически все буровые подразделения нефтяных компаний и буровые компании, выделившиеся из НК. Я думаю, что такое положение дел в ближайшее время сохранится.
Какие  рынки наиболее перспективны?
— Самый перспективный рынок для нас в целом — предложение нашего оборудования буровым компаниям, применяющим самые современные технологии бурения и капитального ремонта скважин, поскольку современные технологии бурения предполагают использование современного оборудования, чем мы, безусловно, располагаем.  Помимо этого, перспективными являются рынки стран СНГ, на которых мы, по результатам первого полугодия, очень удачно выступаем,  в частности, это Белоруссия, Украина, Узбекистан и Казахстан. Если говорить о дальнем зарубежье, то среди интересных нам рынков я вижу три страны: Иран, Вьетнам и Сирия. В Иране 2 месяца назад, а  во Вьетнаме неделю назад завершились промежуточные испытания наших новых двигателей, результаты показали, что это оборудование по техническим параметрам и по критериям надежности превосходит мировые аналоги. На третьем направлении, в Сирии,  наше развитие сдерживает необходимость получения сертификата ISO: API, который мы получим в течение ближайших 2-3 месяцев, после чего начнутся поставки. Также перспективным направлением мы считаем расширение наших поставок в США, устойчивое сотрудничество с которыми продолжается уже пятый год и неуклонно расширяется.
Расскажите о финансовых результатах деятельности компании? Происходит ли рост и насколько он велик?
— Выручка от реализации компанией продукции и услуг в 2004 году составила чуть меньше 1 млрд рублей. В совокупности дивизионом в виде налогов было заплачено около 240 млн  рублей, из которых налог на прибыль составил 42 млн рублей, в том числе в бюджет Пермской области перечислено более 24 млн рублей.
 В текущем году мы планируем увеличить выручку от реализации продукции на 20%, во многом благодаря освоению новых рынков и расширению присутствия там, где мы уже работаем.
Каковы Ваши основные конкуренты на рынке?
— Среди наших конкурентов можно условно выделить 3 группы. Основной наш конкурент на рынке ВЗД — пермская компания «Радиус-сервис». С этой организацией у нас очень конструктивная конкуренция, позитивно влияющая на обе компании и заставляющая постоянно работать над повышением качества продукции. Вторая группа конкурентов — известные мировые производители оборудования, третья — китайские производители. Пока их присутствие не является угрожающим, но в ближайшее время нас, скорее всего, ждет существенная активизация их деятельности. Впрочем, мы не боимся конкурентов, поскольку высокое качество нашей продукции, приемлемая цена и постоянная работа с потребителями по совершенствованию технических характеристик позволяют нам не только сохранять свои позиции на рынке, но и расширять территорию своего присутствия.
Поделиться:
Все новости компаний