Газета
 25 декабря 2004, 00:00   1122

Реформа нашла пути

Эксперты прогнозируют развитие железнодорожного рынка за счет услуг аутсорсинга.
Пермская область по праву считается одним из регионов, дальше всех продвинувшихся на пути реформирования отраслей «естественных» монополий. Конечно, в первую очередь, речь идет о сфере ЖКХ. Значительно менее популярной является тема реформирования другой монопольной отрасли — железной дороги. Между тем руководители большинства пермских предприятий отмечают, что «транспортная» составляющая нередко является основой себестоимости производимых товаров.
Как известно, более года назад на федеральном уровне был предпринят значимый шаг: образование РАО «Российские железные дороги». Параллельно в рамках реформы в регионах были выделены компании, в собственности которых находились подъездные пути к магистральным железнодорожным линиям. И если реорганизация МПС в РАО не ставила целью ликвидацию монопольного положения компании в сфере владения и управления железнодорожными путями, то создание региональных компаний привело к формированию своеобразной конкуренции.
Очевидно, что владение подъездными путями на начальном этапе «замкнуло» образованные региональные компании на достаточно узком сегменте железнодорожных услуг: комплектование железнодорожных составов за счет сбора вагонов от различных предприятий региона с последующей «передачей» их РЖД, которое переправляло грузы «от станции до станции», где состав расформировывался и по подъездным путям доставлялся «получателям». Фактически выделенные из соответствующих подразделений МПС компании и сейчас продолжают выполнять функции, присущие им и раньше: посредничество между «большой железной дорогой» и разрозненными корпоративными заказчиками. Ряд таких компаний, в собственности которых имеется вагонный парк, предоставляют его в аренду. Несмотря на «монопольное» прошлое, сегодня эти компании комфортно чувствуют себя в условиях рынка. Среди таких предприятий ОАО «Железнодорожное управление», Пермское, Березниковское, Сликамское ППЖТ и другие. В то же время крупные промышленные предприятия и холдинги, стараясь достигнуть определенной независимости от монополиста, РЖД, создавали собственный вагонный парк, что, впрочем, требовало значительных финансовых затрат.
«Сегодня эта ниша в целом сформировалась, на территории Прикамья действуют несколько компаний, выступающих посредниками между РЖД и предприятиями. При этом, если крупные предприятия, как, например, «Уралкалий» или «ЛУКОЙЛ», могут позволить себе иметь парк вагонов, то другие предпочитают арендовать подвижной состав», — отмечает руководитель областного комитета транспорта Иван Дизер.
Между тем ряд экспертов этого рынка полагают, что сформированные региональные компании имеют серьезные перспективы роста, и, в первую очередь, за счет новых, нераспространенных пока услуг. «Те виды бизнеса, которые изначально развивали предприятия, выделенные из РЖД, — предоставление в аренду подвижного состава или комплектация составов во многом исчерпали потенциал роста, серьезно увеличить объем работ по этим направлениям достаточно сложно. Строить новые железнодорожные ветки слишком дорого и под силу разве что РЖД, увеличение вагонного парка, естественно, требует меньших затрат, но это достаточно «длинные» инвестиции», отметил один из собеседников «bc».
По мнению генерального директора ОАО «Железнодорожное управление» Олега Духно, одним из таких направлений может стать профессиональное обслуживание и ремонт железнодорожных путей, находящихся в собственности предприятий:
— Наиболее перспективным направлением может стать аутсорсинг по обслуживанию железнодорожных путей, находящихся в собственности частных компаний. При этом наши возможности позволяют сделать это за те же деньги, а в ряде случаев и дешевле, нежели когда предприятие пытается самостоятельно решить этот вопрос. Ведь в большинстве случаев ремонт производится аврально, когда возникают проблемы с железнодорожной инспекцией. Наша компания сегодня предлагает осуществлять планомерное обслуживание и ремонт путей. Соответственно, в случае происшествий мы готовы нести ответственность, в том числе финансовую.
Востребованность такой услуги у участников рынка не вызывает сомнений. «Если некоторое время назад главной заботой предприятий было удержаться «на плаву», то сейчас предприятия встали на ноги, и руководители думают о безопасности бизнеса с точки зрения промышленной инфраструктуры. Менеджеры задумываются о заключении долгосрочных контрактов с такими предприятиями, как наше, которое гарантирует безопасность работы железнодорожного транспорта. А от этого зависит стабильность поставок сырья или, наоборот, готовой продукции, соответственно, взаимоотношения с партнерами и т. д. На рынке Урала и, в частности, Пермской области такая услуга почти не представлена, и поэтому мы ожидаем серьезный рост», — отмечает Олег Духно.
По мнению Ивана Дизера, аутсорсинг по обслуживанию и ремонту путей в ряде случаев может быть интересен не только частным предприятиям, но и РЖД.
Поделиться:
Все новости компаний