Газета
 23 декабря 2004, 00:00   1067

Выбора нет

Пермские законодатели определили правила игры для властей вновь образованных поселений. Довольны не все, но варианты для маневров отсутствуют.
На майском пленарном заседании Законодательного собрания депутаты приняли в первом чтении пакет законопроектов, касающихся порядка выборов и статуса глав и депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений в Пермской области. В окончательном чтении областные парламентарии примут законопроект на внеочередном пленарном заседании, запланированном на 30 мая. Принятие этих документов обуславливается необходимостью приведения законодательства в соответствие с федеральными нормами. Напомним, 18 апреля Государственная дума приняла изменения и дополнения к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которым субъект Федерации вправе до 30 мая установить порядок избрания глав муниципальных образований, если он не был определен на местном референдуме. Теперь очевидно, что схема избрания мэра, прописанная в проекте нового Устава Перми, станет самой распространенной в Пермской области, по крайней мере, на первый срок полномочий глав сельских и городских поселений.

Все под контролем
Согласно установленной областными властями схеме, в муниципальных образованиях с численностью населения менее 1000 человек глава избирается из состава представительного органа, одновременно являясь его председателем. Такой вариант, кстати, первоначально лоббировали чиновники пермской мэрии. Непонятно, правда, как он был бы осуществлен, если в законе Козака четко прописано, что глава муниципального образования не может одновременно исполнять функции главы администрации и председателя представительного органа, если численность населения в территории больше 1000 человек. Для муниципальных образований с численностью от 1 до 10 тыс. человек вводится следующий порядок: глава избирается всенародным голосованием, возглавляет представительный орган, но занимает свою должность не на постоянной основе. Хозяйством муниципального образования ведает глава администрации, назначаемый по контракту. Как пояснил советник и.о. губернатора Пермской области Николай Яшин, тот факт, что избранный глава не будет отрываться от своей основной деятельности, существенно расширяет круг возможных претендентов на эти должности. «Люди, которые получают высокую зарплату, имеют высокий политический статус, являются лидерами в своих территориях, просто не пойдут на должность главы на постоянной основе», – считает Николай Яшин.

Для территорий с численностью населения свыше 10 тыс. человек схема та же, с одним лишь отличием – глава-председатель представительного органа занимает этот пост на освобожденной основе.

Кроме того, депутаты одобрили предложения о сокращении срока полномочий исполнительных и представительных органов МСУ в поселениях до трех лет. По мнению Николая Яшина, этот срок является оптимальным для того, чтобы пережить переходный период реформы и определить наиболее эффективную для той или иной территории схему органов местного самоуправления, прописав ее в Уставе.

Николай Яшин:
– Наша задача – максимально снизить риски при реализации реформы местного самоуправления в Пермской области. Выборы всегда несут в себе элемент случайности. Часто побеждают те, кто занимается популизмом, а не те, кто реально может управлять. Нового человека надо будет учить, а уже с 1 января от него будет зависеть вся хозяйственная деятельность в муниципальном образовании. Так что вариант с назначаемым по контракту главой администрации, на мой взгляд, является оптимальным.

Дополнительным стимулом для областных властей отдать предпочтение именно такой схеме стал еще один пункт принятых 18 апреля изменений и дополнений в закон Козака. Согласно ему, региональные власти вправе включать своих представителей в состав комиссии по определению кандидатуры главы администрации в равном количестве с представителями муниципального образования. Таким образом, все так называемые сити-менеджеры в Пермской области будут назначаться под тщательным контролем областных властей.

По мнению председателя юридического комитета обладминистрации Любови Калашниковой, значительный вклад должны внести депутаты Законодательного собрания, подбирая кандидатов на пост сити-менеджеров в своих округах.

Не торопясь
Впрочем, представленный законопроект вызвал много вопросов у депутатов Законодательного собрания. Изначально планировалось, что парламентарии примут законопроект сразу же в двух чтениях, но этого не произошло. Депутатов смутило, что столь важный документ принимается в спешке, и в итоге решено было создать рабочую группу, которая подготовит закон к внеочередному заседанию парламента, назначенному на 30 мая.

Коллизия заключается в том, что если парламентарии не успеют принять законопроект до 31 мая, порядок выборов в поселениях определят Уставы территорий уже после того, как 2 октября будут избраны депутаты представительного органа и глава. «Избираемый глава даже не будет знать, кем он будет потом, председателем думы или главой администрации», – заметил спикер ЗС Николай Девяткин. Вячеслав Вахрин полагает, что «уж лучше будет, если порядок будет определен Уставами, чем сейчас мы примем это в спешке». По словам Игоря Шубина, отдавать порядок на откуп муниципалитетам ни в коем случае нельзя: «У них там все время междоусобные войны, а мы сейчас примем, а потом в любой момент можем вернуться и принять поправки». Геннадий Тушнолобов отметил, что столь важный документ нельзя принимать без учета мнения территорий: «Мы решили все сделать за неделю, не учитывая никаких позиций, давайте вопросы, касающиеся тысяч людей, решать взвешенно». В итоге народные избранники решили, что документ подготовит 27 мая рабочая группа, а окончательное решение будет принято на внеочередном заседании.

Довольных мало
На местах к предложенной обладминистрацией схеме выборов, действительно, возникает немало вопросов. По словам главы Большесосновского района Галины Колчановой, главной проблемой предложенного областными властями порядка является пресловутый дефицит кадров. «На мой взгляд, главы поселений должны назначаться», – считает Галина Колчанова.

По мнению председателя Земского собрания Карагайского района Сергея Аликина, такой вариант является провальным для сельских территорий.

Сергей Аликин:
– На мой взгляд, такая модель является провальной для сельских поселений с численностью 1,5-2 тыс. человек. Двух кандидатур для управления муниципальным образованием найти очень сложно. Кроме того, многое будет зависеть от кадрового состава депутатского корпуса, утверждающего главу администрации. Где взять управленцев, если в поселении, максимум, 1-2 сельхозпредприятия? Кроме того, не надо забывать про менталитет села: люди будут требовать ответственности от избранных глав, а полномочий у тех нет.

С г-ном Аликиным солидарен и председатель Добрянской городской думы Николай Зенков, по мнению которого такой порядок избрания глав малоэффективен для поселений. Так или иначе, альтернатив утвержденному областными властями порядку выборов нет. Единственная предусмотренная законом возможность – решение этого вопроса путем референдума – реализована в Пермской области не была, впрочем, как и во всех других регионах, за исключением Башкирии. Здесь, кстати, 85% избирателей проголосовали за прямые всеобщие выборы.
Поделиться:
Все новости компаний