Газета
 20 декабря 2004, 00:00   989

Правда о кредитах

Антимонопольная служба и Центробанк наводят порядок в сфере потребительского кредитования. Банкиры считают, что это усложнит их работу, но не убавит клиентов.
Федеральная антимонопольная служба и Центробанк вплотную взялись за наведение порядка в сфере потребкредитования. По мнению представителей обоих ведомств, российские банки вводят в заблуждение клиентов при предоставлении им кредитов на приобретение товаров, указывая частичную или неполную информацию при заключении договора. Принятие мер со стороны ФАС вызвано частыми обращениями граждан, нередко жалующихся на замалчивание банками важных условий получения кредита, ухищрений при их указании (мелкий шрифт и т. п.). В итоге ЦБ и ФАС разработали рекомендации для кредитных организаций по стандартам раскрытия информации при предоставлении ими потребительских кредитов. Обе структуры говорят о том, что банки в рекламе собственных кредитных продуктов акцентировали внимание клиентов только на кредитной ставке, не сосредотачиваясь на сопутствующих условиям комиссиях. С учетом последних клиент нередко приходил к неправильным выводам о реальных затратах, возникающих при погашении кредитных обязательств. «Скрытые», по мнению антимонопольщиков, комиссии приводили к тому, что рекламируемая цена кредита в конечном денежном выражении увеличивалась в несколько раз. В итоге антимонопольщики принялись за возбуждение дел в отношении некоторых банков за «предоставление ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации» (ст. 15 закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
Сами банкиры восприняли новшества ФАС неоднозначно. Так, по мнению заместителя председателя правления ОАО АКБ «Экопром­банк» Александра Кашеварова, нововведения ЦБ и ФАС ничего не решают.
Александр Кашеваров:
— Множество споров и судебных решений на эту тему возникает из-за того, что физические лица не понимают сущности кредита. Вся информация об условиях его получения фигурирует в договоре. Непонятно, почему на банки обращено столь пристальное внимание. Если по справедливости, тогда надо обязать все виды бизнеса следовать тем рекомендациям, что издали для нас. Продавцу продуктов необходимо в этом случае на ценнике указывать их состав и иные показатели. Вообще, считаю, что основную проблему наших потребителей — неумение распределять свои бюджеты  — раскрытием дополнительной информации не решить. С другой стороны, не думаю, что это сильно ударит по потребкредитованию, разве что, может первоначально снизиться оборот. Однако если учесть, что отношение объема кредитов физлицам к ВВП в 2004 году в Великобритании составляло 96,5%, а в России всего 3,7%, то можно с уверенностью заявлять о значительном потенциале в этом секторе банковских услуг.
Возможность временных потерь, которые могут понести банки, не исключает и директор пермского филиала «Банка Москвы» Анатолий Минаков. Однако и он считает, что все равно на место присутствующих на рынке банков не придут другие, а значит, кредитоваться население будет все равно у них. В то же время новшества ФАС г-н Минаков всецело поддерживает.
Анатолий Минаков:
— С введением рекомендаций банки будут предоставлять более достоверную информацию. Люди должны сразу знать все об условиях получения кредита, а не после того, как поезд ушел. В принципе, ситуация аналогична той, что существует на любом рынке, будь то продукты питания или туризм: декларируют одно, а потребитель получает совсем другое.
Соглашается с тем, что нововведения полностью отвечают интересам потребителей, начальник операционного управления пермского филиала ЗАО «Балтийский банк» Светлана Федосимова. Клиенты, отмечает она, в силу невысокой осведомленности о банковском деле привыкли оценивать стоимость кредита по процентной ставке, не учитывая при этом размер комиссий, фигурирующих в договоре.
Светлана Федосимова:
— Очевидно, что среди условий кредита — его платность, возвратность и срочность. Соответственно, кредит под 0% банк не дает. Если в рекламе указываются такие условия, это означает, что банк заработает на комиссии, первоначальном взносе. С другой стороны, инициативы ФАС и ЦБ затрагивают и конкуренцию на рынке. Ведь одни банки предпочитают говорить о кредите под 0%, а другие — рекламировать так называемый «честный кредит». Если банки начнут декларировать все условия по кредиту, то они в глазах потребителя окажутся примерно одинаковыми.
Пермские антимонопольщики дел в отношении банков пока не заводили, однако взялись за проверку достоверности рекламы условий кредитования в магазинах, в конечном счете, пользующихся банковскими услугами.
По словам начальника отдела госконтроля пермского ФАС за соблюдением законодательства о рекламе Марины Кудрявцевой, проведенная по заявлениям потребителей проверка выявила множество случаев распространения недостоверной информации о кредитах с нулевой ставкой.
Марина Кудрявцева:
— Рекламу о беспроцентном кредите давали не банки, а магазины, пользовавшиеся услугами банковских организаций. Поэтому предъявлять претензии к банкам мы не могли. На деле в ряде случаев оказывалось, что декларируемый беспроцентный кредит не был бесплатным для потребителей, что фиксировалось в договоре. Правда, была одна организация, которая действительно предоставляла достоверную информацию о беспроцентном кредите, по сути продавая товар в рассрочку. Что же касается непосредственно банков, то мы не можем предъявлять претензии к большинству из них, поскольку в Перми, в основном, действуют иногородние филиалы, не зарегистрированные на подведомственной нам территории и не являющиеся юрлицами.
Банки с пермской пропиской, по словам г-жи Кудрявцевой, в поле зрения ФАС пока не попадали. Жалоб по фактам распространения недостоверной информации о кредитах в их адрес не поступало. В то же время, обещают антимонопольщики, в любом случае реклама о беспроцентном кредите в случаях, когда это не соответствует действительности, с улиц города будет планомерно изгоняться.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний