Газета
 20 декабря 2004, 00:00   1033

Пермская смелость

Открытие памятника доктору Гралю оказалось хорошим поводом для дискуссий.
Автор: Кирилл Перов
«О докторе добром замолвите слово»
Добрый доктор — это Федор Христофорович Граль, если кто не знает, а таких, думаю, пока большинство — основатель пермской губернской медицины. Произошло знаменательное основание в 1798 году, то есть двести семь лет назад, по крайней мере, именно это можно узнать, прочитав надпись на памятнике этому самому доктору, воздвигнутому на улице Ленина рядом с пересечением с улицей Плеханова. Место указываю, потому что если не видели, то стоит посмотреть. Все-таки взор жителя Перми и области совсем не избалован встречей с чем-то новым в скульптурно-архитектурном облике своих городов (типовые новостройки не в счет). А тут заметное и выбивающееся из ряда подобных сооружение. Просто пройти мимо сложно. В этом и вижу основное предназначение этого памятника — чтобы взгляд цеплялся хоть за что-нибудь, а не равнодушно скользил по примелькавшемуся городскому пейзажу.
Просветительский аспект во внимание не принимаю, потому как здесь его просто нет. Конечно, теперь больший процент пользующихся услугами наследницы губернской медицины будет знать, кто же ее основал. Но к борьбе с историческим беспамятством, если такая цель и стояла, это отношения не имеет. Тут требуются другие инструменты. Памятники, вообще — продукт специфический. Они существуют совсем не для памяти. Мы помним Пушкина не по ним. А многие в забвении не потому, что их не увековечили в бронзе или камне. Памятники почти всегда в первую очередь — символы чего-нибудь. А уж чего именно — каждый поймет по-своему: кто-то разглядит печать безвкусицы, кто-то — знак политической некорректности, а кто-то — проталкивание выгодного для скульптора заказа. Главное в том, чтобы было что разглядывать и по поводу чего иметь мнение. Поэтому вокруг памятников часто разгораются нешуточные баталии. Вовсе не призываю развернуть нечто подобное вокруг скульптурного подобия доброго Народного (так в надписи на постаменте) доктора Граля. Да, думаю, такого и не будет. Это же не московский Петр I, автор его не Зураб Церетели, а Пермь не столица.
Надеюсь, таким образом удалось немного поспособствовать разрешению той культурологической дилеммы, с которой столкнулся главный редактор Business Class: объектом культуры или объектом памяти является эта скульптура. В конце концов, способность помнить, особенно если речь идет о каком-то сообществе, безусловно, есть культурная способность. А вот способность напоминать — нечто другое, тут уместен разговор о второй сигнальной системе собаки Павлова: стимул — реакция. Памятники — это еще не память, они могут лишь напоминать о чем-либо тем, кому есть, что помнить.
Причиной размышлений стало одно точное наблюдение. Скульптура выполнена явно не в реалистической манере. Вытянуто-уплощенная голова и струящиеся пальцы рук, держащие стетоскоп, едва ли соответствуют анатомическим особенностям достопочтенного доктора да и человеческой анатомии вообще. Впрочем, как он в точности выглядел, мы не знаем: кино- и фотодокументы не сохранились, очевидцы не дожили, восстановление внешности по методу профессора Герасимова не проводилось. Но, скорее всего, у скульптора Залазаева свой взгляд на человеческое строение как таковое. В этом можно убедиться, зайдя на сайт художника, где есть фотографии, в чем-то (а именно строением головы) очень похожих предыдущих творений мастера.
Можно, наверное, как принято, говорить об особом художническом видении. Но оно совершенно невинно. Не совсем реалистическая манера вовсе не означает нереалистическую или «контрреалистическую». Не берусь судить, что являлось мерилом смелости автора, мнения и вкусы заказчиков или его собственные, но до эпатажности современного актуального искусства здесь очень далеко. На завершившейся только что Венецианской биенале, крупнейшем смотре современного искусства, один изо «Львов» (тамошний приз) с формулировкой «За смелость» достался гватемальской художнице, которая публично побрила лобок и ноги и продолжила действо видеозаписью гинекологической операции. Заметьте, что и здесь, и там одна и та же тема — медицина. Только представлена она, ну, очень по-разному.
Нужна ли подобная смелость в городских памятниках? На вкус и цвет, как известно, товарищей нет, и в этом вопросе это не банальность. А вот в чем товарищи должны быть, так это в обыкновенной грамотности. На постаменте две надписи. В той, что с тыла, сообщается, что «памятник создан на средства», и далее в родительном падеже сообщается, на чьи. И выясняются интересные вещи. В частности, были задействованы средства бюджетов администраций области и города. Спрашивается, чьи все-таки бюджеты, области и города или их администраций? Далее в списке фигурирует загадочное образование «ОАО предприятия «Лукойл» Пермской области». Это что, способ скрыть реальное происхождение денег? Завершается этот шедевр согласования слов в предложении следующим: «Предприятиями и жителями» Перми, «собранные фондом доктора Граля Ф. Х.». Подразумевалось, что средства предприятий и жителей тоже были собраны, а вовсе не они сами собирали и не их собирали, но доходит это не сразу. Хотели-то как лучше, но не сумели. На этом фоне совершенной мелочью выглядит дата открытия памятника — 18 июня, тогда как открыт он был 11
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний