Газета
 20 декабря 2004, 00:00   974

Пища для размышлений

Дефицит торговых площадей заставил пермских ритейлеров скорректировать планы развития своих сетей. По этой же причине не заходят в регион иногородние компании.
Автор: Кирилл Перов
Дефицит торговых площадей заставил пермских ритейлеров скорректировать планы развития своих сетей. По этой же причине не заходят в регион иногородние компании.

2004-й стал для двух пермских сетевых ритейлеров годом триумфа. В апреле «СемьЯ» презентовала беспрецедентный по инвестиционным затратам проект – первый в регионе гипермаркет. В октябре открыла свой торговый центр аналогичного формата (гипермаркет «Виват» на Шоссе Космонавтов) компания «Норма». Несмотря на это, общие темпы развития сетевиков оказались несколько ниже запланированных. Ограничивающим фактором явился дефицит торговой недвижимости при относительно высокой цене на нее. Продовольственный ритейл, обладающий, по оценкам аналитиков, мощнейшим потенциалом развития, и в будущем не утратит своей зависимости от конъюнктуры рынка коммерческой недвижимости. При этом далеко не все компании обладают ресурсами, позволяющими заниматься возведением собственных торговых площадей.

Есть буржуи придумали
Продовольственный ритейл остается локомотивом развития всего пермского регионального ритейла. В этом смысле Прикамье – в русле общероссийских тенденций. В течение последних полутора лет почти все торговые сети Перми демонстрировали быстрый рост – как количественный (увеличение числа супермаркетов и универсамов), так и качественный (появление магазинов новых форматов). В то же время, по совокупному освоению продовольственного рынка, столица Прикамья (где сетевики контролируют около 20% розницы) серьезно отстает от Москвы (50%) и Екатеринбурга (35%), оставаясь, однако, на среднероссийском уровне. К середине 2004-го в развитии сегмента наметились принципиальные изменения. Как отметил в беседе с «bc» генеральный директор компании «Норма» (сеть продуктовых супермаркетов «Виват» и алкогольных супермаркетов «НормаН») Вадим Юсупов, «период конкурентной борьбы между сетевыми ритейлерами и мини-рынками завершился, началась битва за клиента между самими сетевиками».

Пермяки, вслед за жителями других российских городов, продолжают тратить основную часть семейного бюджета (до 40% и выше) на продукты, эта тенденция остается более-менее стабильной с 1998 года. В то же время общая благоприятная ситуация и рост доходов жителей прикамской столицы привели к быстрому развитию «Семьи», основным форматом которой остаются супермаркеты с прицелом на средний класс и выше. В этой же нише уверенно дрейфует дышащая в затылок «ЭКСу» компания «Норма» со своими супермаркетами «Виват». Что касается алкогольного ритейла, то он остается одним из самых высокодоходных. В этом сегменте («алкогольные супермаркеты») в Перми действуют помимо «НормаНа» также «Штофф» и «Лион», хотя последние по количеству магазинов и оборотам явно уступают лидеру. Нишу дискаунтера продолжает осваивать лишь «Пятерочка», причем достаточно успешно. Пермская «Пятерочка» занимает одно из лидирующих мест среди других региональных сетей, открытых по франшизе (для сравнения: в столице Прикамья – 18 магазинов, в Челябинске – 18, в Уфе – 16, в Екатеринбурге – 7). В то же время, по мнению топ-менеджеров, компания могла бы развиваться быстрее, если бы не дефицит недвижимости.

За вклад в развитие
Среди пермских полнопрофильных продовольственных сетей сегодня лидером можно по-прежнему считать «Семью» (группа компаний «ЭКС»), опережающую конкурентов по оборотам и количеству магазинов. В то же время летом 2004-го менеджеры «Пятерочки» и «Нормы» заявляли о том, что «ЭКС» выходил на рынок с предложением о продаже нескольких магазинов «СемьЯ», ссылаясь на их невысокую рентабельность. В то же время с осени 2003 года компания не увеличивает сеть (18 магазинов в Перми, 7 в области), хотя в апреле открыла гипермаркет и готовится запустить еще один – в ТРК «Столица».

Стремительными темпами растут обе сети компании «Норма»: еще год назад в Перми работало 8 супермаркетов «Виват», ныне – 26, количество «НормаНов» достигло 34-х, осенью открылся гипермаркет. По словам г-на Юсупова, в 2005-м «Норма» намерена удвоить свои обороты, начав освоение городов области с населением более 50 тыс. человек. В то же время и здесь серьезным барьером на пути развития стал дефицит торговой недвижимости, в соответствии с которым менеджеры компании вынуждены были скорректировать свои бизнес-планы.

По этим же причинам замедлился рост пермской «Пятерочки». Планы, оглашаемые ее руководством при открытии, – 30 магазинов в год. Спустя полтора года в столице Прикамья действуют лишь 18 «Пятерочек», хотя, как говорят источники «bc», в компании не отказались от своей стратегии, лишь несколько ее пересмотрели, исходя из сложившейся конъюнктуры. Из-за сложной ситуации с коммерческой недвижимостью менеджеры «Пятерочки» предпочитают арендовать, а не покупать магазины, «поскольку слишком дорого». Единственное приобретение – объект в Краснокамске (по данным «bc», стоимость его составила 14 тыс. рублей за кв. м). По мнению сторонних наблюдателей, несмотря на сохранение формата дискаунтера, «Пятерочка» уже не стремится держать цены такими же низкими, как в момент открытия сети в Перми.

Наиболее медленными темпами развивается сеть компании «Пивооптторг» «Добрыня». Несмотря на то что еще полтора года назад конкуренты пророчили скорую ликвидацию или перепродажу «Добрыни», количество магазинов в сети в 2004 году начало увеличиваться (сейчас – 8), и у этого ритейлера есть планы по открытию еще нескольких объектов. По своему формату «Добрыня» приближается к «Пятерочке», компенсируя ошибки в логистике хорошими связями с местными производителями.

Stand up & fight
Продовольственный ритейл в Перми ныне называют активно развивающимся. Как уже отмечалось выше, характерной чертой этого периода можно назвать рост конкуренции между сетевиками, особенно на фоне ликвидации наиболее популярных мини-рынков. В «Пятерочке» полагают, что именно сейчас происходит целенаправленная «форматизация» сетевиков, то есть осознанный выбор форматов (до 2004 года этого, фактически, не происходило, и решающим фактором, изменившим ситуацию, стал приход «Пятерочки»).

В то же время, несмотря на активно муссируемые слухи, приход московских (или иных региональных) продовольственных сетевиков не состоялся (франчайзинговая «Пятерочка», по существу, не в счет). Причем нехватка торговых площадей стала не единственным препятствием для их свободного проникновения. «Планка входа на рынок продуктового ритейла в Перми очень выросла», – заявил в интервью «bc» собственник одной из пермских сетевых компаний. По мнению эксперта, об этом говорит положительная динамика развития всех сетевых операторов (по крайней мере, количественная). При этом одним из наиболее ожидаемых форматов остается «продовольственный бутик» (элитные продукты и алкоголь в столице Прикамья практически не представлены).

Екатеринбургские сети («Купец» и «Кировский») отказались от освоения пермского рынка опять-таки из-за проблем с торговой недвижимостью, ставшей для сетевого ритейла проблемой-2004. Впрочем, по мнению Вадима Юсупова из «Нормы», «иногородцы» придут наверняка. «Косвенным фактором может также быть появление непродовольственных сетевиков, у которых есть постоянные продовольственные партнеры», – отметил г-н Юсупов. Среди потенциальных «пришельцев» – «Патерсон», «Рамстор», «Перекресток», то есть сети, объявившие о региональных амбициях и начавшие их реализацию. О «походе в провинцию» объявили и такие дискаунтеры как «Магнит» и «Копейка».

Положительным фактором для развития рынка является тенденция снижения арендных ставок. Стабильно высоким спрос остается в центральных районах, непосредственно прилегающих к оживленным проезжим частям. В целом, падение арендных ставок произошло на 15-25% (по данным группы компаний «ЭКС»).

Участники рынка полагают, что сетевой продовольственный ритейл имеет хорошие перспективы роста. В Восточной Европе (как и в Западной) уже 95% розничной торговли осуществляется сетевыми операторами, основные обороты приходятся на международные компании.

Нынешняя динамика роста сетей в Перми будет сохраняться 5-7 лет, хотя количественная борьба сменится качественной гораздо быстрее. Отдельная перспектива для сетевиков – это другие города Пермской области. Несмотря на то, что столица Прикамья освоенной считаться не может, «СемьЯ» уже начала региональную экспансию, а «Виват» и «Пятерочка» к ней готовятся.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний