Газета
 18 декабря 2004, 00:00   1498

Поддувать корпорацию

Корпоративные клиенты остаются для пермских климатических компаний наиболее выгодной целевой аудиторией. Ожидается, что конкуренция в ближайшие годы возрастет в разы.
Корпоративные клиенты остаются для пермских климатических компаний наиболее выгодной целевой аудиторией. Ожидается, что конкуренция в ближайшие годы возрастет в разы.

Бурное развитие пермского рынка коммерческой недвижимости подхлестнуло рост смежных сегментов. Возведение новейших торговых и офисных центров благотворно отразилось на работе компаний, продающих и монтирующих климатообразующую технику: современные системы кондиционирования и вентиляции ныне считаются неотъемлемым атрибутом «объектов соцкультбыта». BUIILDING b.c. (см. № 5 от 9 мая 2005 года, материал «Примат климата») уже писал о том, что ежегодный рост климатического рынка в столице Прикамья оценивается в 20—40%: такие стремительные темпы развития обеспечиваются во многом именно расширяющимися контрактами с корпорациями, а обслуживание физических лиц остается по-прежнему в компетенции «шабашников».
Примечательно, что и в стратегиях большинства компаний, продающих и устанавливающих климатическую технику, основное предпочтение отдается именно корпоративному сегменту. На фоне быстрого роста фирм, работающих на рынке, в ближайшие годы ожидается усиление конкуренции и расширение сервисных возможностей организаций.
BUILDING b.c. продолжает серию материалов, посвященных пермскому рынку климатообразующей техники.

All included. Корпоративные клиенты образца 2005 года уже практически отказались от использования локальных решений в сфере климата, в том случае если дело не касается реставрирования старых зданий. В сфере технологий, по мнению генерального директора инжиниринговой компании «Арт-Климат», кандидата технических наук Сергея Гурьянова, в настоящий момент происходит «трансформация в сознании покупателя» — движение от сплит-систем к системам централизованного кондиционирования и вентиляции. По его мнению, такой путь развития является магистральным, и об этом свидетельствует мировой опыт. Единственным ограничивающим фактором можно считать лишь относительно высокие капитальные затраты на внедрение подобных систем еще на стадии строительства здания. В остальном преимущества налицо: это снижение себестоимости и удобство при эксплуатации, грамотность с точки зрения архитектуры и т. д. и т. п. Кроме того, отмечают эксперты, в последние годы значительно возросли удельные тепловыделения в торговых и офисных помещениях, что связано с крайне высокой насыщенностью пространства оргтехникой и освещением. Это также мотивирует девелоперов к работе с климатом.
Большинство компаний отказываются называть среднюю стоимость монтажа централизованных систем, ссылаясь на то, что она зависит от многочисленных факторов, включающих степень освещенности, остекленности, объема помещения и проч. «Сколько раз мы ни пытались даже для себя оценить среднюю стоимость квадратного метра — ничего не получается, все очень индивидуально», — отметил в интервью BUILDING b.c. г-н Гурьянов. Тем не менее, «нижней чертой» при подобных технологических решениях считают 50 долларов за 1 кв. м — для площадей от 20 тыс. кв. м.
Дмитрий Дудин, директор компании «Климат-Сервис», заявил в беседе с BUILDING b.c., что ценовой разброс в сегменте корпоративных клиентов достаточно большой: для каждого клиента прописываются индивидуальные схемы оплаты. При этом компании, в отличие от физических лиц, в принципе готовы к увеличению сметной стоимости при монтаже систем кондиционирования и вентиляции, иначе говоря, платить за качественную, экологичную и более сложную технику.
Возвращаясь к «трансформациям в сознании», представители компаний считают, что «клиент готов»: климат стал одним из конкурентных преимуществ новой недвижимости, более того, это уже, по существу, требование времени. Так, в ТЦ «Айсберг» дорогостоящую систему кондиционирования устанавливали в два этапа. Еще до ввода объекта в эксплуатацию была проведена так называемая «подготовка под систему кондиционирования». Благодаря этому, в последующем, окончательный монтаж не потребовал даже временного закрытия магазина. «В тот момент, когда мы строили «Айсберг», современные климатические системы были конкурентным преимуществом. Сейчас это — конкурентная необходимость: практически вся новейшая коммерческая недвижимость движется в таком направлении. Чтобы оператор мог выжить на рынке, он должен осуществлять эти инвестиции в обязательном порядке», — заявил BUILDING b.c. генеральный директор ООО «Торговый дом «Айсберг» Александр Кириленко. «Создатели современных торговых, развлекательных, спортивных и бизнес-центров, как правило, считают решения в сфере кондиционирования и вентиляции одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе за своего потребителя. Люди стали более требовательны к комфорту не только дома, но и в общественных местах. Стало очевидным, что установка таких систем на объектах так называемой коммерческой недвижимости — это фактор, повышающий эффективность труда и укрепляющий здоровье персонала, увеличивающий привлекательность таких объектов для потенциальных клиентов, что в конечном итоге обеспечивает рост доходов компаний», — пояснил BUILDING b.c. генеральный директор компании «Термолюкс» Игорь Сырчиков.

В тесноте и в новом виде. Компаний, работающих на рынке климатообразующей техники, в Перми уже более 40. Абсолютное большинство из них считают корпоративный сегмент основой своего бизнеса (до 95% сделок). К числу крупнейших организаций относят «Арт-Климат», «Визард-Комфорт», «Термолюкс» и «Астрон».
Невзирая на это, пермские инвесторы и девелоперы, привлекая в качестве генерального подрядчика турецкие компании, дают иностранцам карт-бланш и во всех инжиниринговых работах, включая заботу о климате. «Практика показывает, что результат оказывается ниже ожидаемого. Все эти организации привлекают в качестве субподрядчиков на инженерные сети турецкие же фирмы, которые обладают компетенцией в своей узкой сфере, а зачастую не знают российские и региональные нормативные акты. При этом наверняка все происходит в режиме тотальной экономии, что приводит к затруднению пуско-наладки, настройки систем на требуемые режимы, ввиду отсутствия той или иной регулирующей арматуры», — отметил в интервью BUILDING b.c. руководитель одной из пермских климатических компаний. В настоящий момент полным ходом идут работы по реконструкции инженерных систем сразу в нескольких пермских торговых центрах, возведенных при участии «иногородних».
В качестве показательного примера можно назвать идущие полным ходом работы по реконструкции инженерных систем в гипермаркете «Большая СемьЯ», только-только сданного в эксплуатацию.  
В качестве трудностей, сопутствующих работе с корпоративными клиентами, собеседники BUILDING b.c. называют исконное желание «при минимуме вложений — максимум результатов». Кроме того, заметным явлением на рынке уже стал демпинг. «Демпинговые предложения говорят лишь о том, что люди просто не понимают, что именно предлагают. Ряд компаний действуют откровенно непрофессионально, пытаясь захватить или расширить это направление», — считает Сергей Гурьянов. Результатом демпинговых предложений становятся, как правило, системы, налаженные «наполовину», тогда как большинство клиентов желают получить климат «под ключ».
Ожидается, что в 2005 году пермский рынок климатической техники вырастет, как минимум, еще на 15—20%, при этом его мотором остаются корпоративные клиенты. Кроме того, по прогнозам участников сегмента, число компаний пока продолжит расти. Усиление конкуренции уже стало отличительной чертой развивающегося рынка, однако в ближайшие годы борьба между организациями усилится в разы. Все это в конечном счете должно привести к расширению сервисных функций климатических компаний — той сферы, которая до сих пор считается одним из уязвимых мест пермского рынка.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний