Газета
 16 декабря 2004, 00:00   969

Бензин готов расти

Период стабилизации цен на бензин близок к завершению. Нефтепродуктовые компании отказываются сдерживать рост цен без поддержки государства.
Автор: Кирилл Перов
Пермские нефтепродуктовые компании единогласно заявляют о том, что стабилизация цен на ГСМ в ближайшее время закончится. Определить точный рост цен эксперты пока затрудняются, однако отмечают, что увеличение цены бензина – долгосрочная тенденция. Изменить ситуацию могут лишь государственные меры. Но эффект возымеют только «пряники», государственные «кнуты» продавцы нефтепродуктов расценивают, скорее, как политические заявления, не имеющие серьезного влияния на процесс ценообразования.

Наперегонки с инфляцией
Розничные и мелкооптовые цены на нефтепродукты в Пермской области остаются стабильными с декабря 2004 года. По данным ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», рост крупнооптовых цен за этот период составил от 30 до 50%. Стабильность розничных цен на протяжении полугода достигалась за счет подключения внутренних резервов и сокращения доходности продаж. «За период, пока розничные цены оставались неизменными, оптовые выросли достаточно серьезно. Соответственно, стабильность стоимости нефтепродуктов на АЗС достигалась за счет снижения доходности продаж, и на сегодня она близка к нулю. При этом сохраняются все системы скидок для различных категорий потребителей, о которых мы заявляли ранее. В результате продолжать политику по сдерживанию роста цен не представляется возможным. На сегодняшний день темпы роста крупнооптовых цен сократились. Но мы не ожидаем снижения оптовых цен в ближайшее время, потому что все зависит от мировой конъюнктуры. Мировые цены стабилизировались на высоком уровне, и оснований для их снижения пока не предвидится. Соответственно, и оптовые не изменятся в сторону уменьшения. В итоге, думаю, никто не рискнет заявлять, что до конца года розничные цены останутся стабильными», – говорит генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» Игорь Фомин.

Прогнозы по уровню роста цен разнятся. Так, например, коммерческий директор финансово-производственной группы «ДАН» (владеет одноименной сетью АЗС) Александр Шакиров считает, что рост цен до конца года может составить порядка 20%. В «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукте» полагают, что изменения цен могут в целом соответствовать инфляционному коэффициенту. «Средний индекс потребительских цен в 2004 году был ниже, чем рост цен на нефтепродукты. Но по результатам первого квартала 2005 года можно говорить о противоположной тенденции. В итоге, если смотреть на протяжении более чем года, то можно говорить о выравнивании темпов роста цены на нефтепродукты и инфляции. К концу года это подтвердится», – отмечают в «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукте».

Нужны стимулы
В компаниях, реализующих нефтепродукты, уверены, что серьезные изменения в тенденции роста стоимости ГСМ могут произойти только при деятельном участии государства. Однако меры по установлению контроля над ценообразованием не дадут желаемого эффекта.

В частности, пермские продавцы бензина не склонны расценивать как угрозу заявление ФАС о намерении провести проверку деятельности ряда крупных нефтяных компаний. «Это нормальная текущая работа контролирующего органа. Проведя данную проверку, ФАС еще лучше будет разбираться в той ситуации, которая сложилась сегодня на рынке», – отмечает заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» Денис Рюпин. Александр Шакиров из «ДАНа» также предположил, что заявления ФАС носят, скорее, политический характер: «У антимонопольщиков нет рычагов влияния на цены. Их формирует мировая конъюнктура, и в условиях свободного рынка государство просто не может диктовать цены», – говорит Шакиров.

Говоря о госвмешательстве, руководители нефтепродуктовых компаний призывают изменить подходы к налогообложению и, в частности, снизить экспортные пошлины, а также стимулировать нефтеперерабатывающие компании к увеличению глубины переработки нефти.

Так, например, одним из факторов роста цены на бензины (в отличие от дизельного топлива и мазута) является превышение спроса над предложением. Учитывая постоянный рост российского парка автомобилей, можно говорить, что эта тенденция будет только развиваться. Около половины затрат нефтедобывающих и сбытовых компаний определяются макроэкономическими факторами. Подконтрольными государству являются НДПИ, акцизы и экспортные пошлины, на долю которых приходится более 45% в структуре цены на бензин.

Другой стимулирующей мерой государства может стать поддержка инвестиций в увеличение глубины переработки нефти. В результате объемы переработки нефти внутри страны могут снизиться со 190 до 160 млн тонн в целом по России. Экономический эффект составит дополнительные 800 млн долларов в год в виде налоговых поступлений от экспорта высвободившейся нефти. Одной из мер в данном направлении может служить ряд «экологических» законов, ограничивающих вредные выбросы в окружающую среду.

Прогнозировать динамику цен на нефтепродукты на длительный период сложно. Как уже отмечалось, не поддающиеся контролю макрофакторы определяют большую часть цены на бензин. Однако если государство не воспользуется возможностью играть на оставшейся части, Россия может всерьез столкнуться с проблемой импорта бензинов, считают представители нефтяных компаний.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний