Газета
 16 декабря 2004, 00:00   1711

«Пятерочка»: как это было

Ряд экспертов предрекает пермским торговым сетям судьбу «Пятерочки». Сетевики называют это чушью и воюют друг с другом за рынок.
Несмотря на относительно «благополучное» разрешение ситуации с пермским проектом «Пятерочка», обсуждение перспектив развития торговых сетей в плане надежности их как объекта для инвестиций продолжается. По сию пору в стенах областной администрации спорят по поводу происшедшего с ООО «РусторгЪ», первым франчайзи питерской сети в Прикамье. Общим фоном остаются заявления отдельных экспертов относительно того, что динамично развивающийся «Виват» также не застрахован от подобных событий. В то же время причины, приведшие к провалу первой попытки реализовать в Перми проект «Пятерочка», по-прежнему остаются невыясненными.

Как ее хоронили
Купившее в 2003 году за 420 тыс. долларов франшизу на «Пятерочку» в Перми и области ООО «РусторгЪ» было основано пермскими бизнесменами Валерием Закоптеловым и Павлом Коркуновым, близкими к «Российскому индустриальному альянсу». Условием, поставленным питерской компанией «Агроторг», продающей концессионные права на сеть в России, стал объем инвестиций в размере 8 млн долларов, которые должен вложить в развитие «Пятерочки» в Прикамье франчайзи. Согласно бизнес-плану, на окупаемость проект мог выйти спустя 34 месяца после открытия первого магазина. Уставный капитал созданного общества тем временем составил 10 тыс. рублей, в качестве инвестора был приглашен только Внешторгбанк.

Согласно итогам работы сети в 2003 году, убытки «Пятерочки» составили порядка 33 млн при задолженности в 150 млн рублей. Отмечалось, что планы недовыполнены всего на 0,7%: вместо 13 магазинов открыты 9, план товарооборота недовыполнен на 0,1%. В целом это хорошие показатели, учитывая, что кредитов менеджментом в 2003 году было привлечено не на предполагавшемся уровне. Открытыми оставались вопросы: где взять новые средства на развитие «Пятерочки» и как погасить взятые кредиты.

В январе Валерий Закоптелов заявил о том, что ООО «РусторгЪ» нашло нового собственника, готового вложить необходимые суммы, – некую московскую нефтяную компанию. В соответствии с новым бюджетом, столичные бизнесмены должны были вложить в пермскую «Пятерочку» в 2004 году порядка 15 млн долларов. Однако новый владелец не появился, и основатели ООО «РусторгЪ» предложили выступить в качестве инвестора пермским компаниям «Экипаж» и «Стальснаб», вложившим в проект, начиная с сентября 2004г., в общей сложности более 130 млн рублей.

Несмотря на рост инвестиций, темпы развития пермской «Пятерочки» в 2004 году заметно снизились. Вместо планировавшихся 30 магазинов открылось всего 20. В то же время оптимистически оценивал ход реализации проекта питерский «Агроторг», представители которого сделали заявление о том, что в 2006 году в Перми будут работать уже 60 универсамов под известным брэндом. По мнению одного из источников «bc», объясняется это тем, что «Агроторг» продолжал получать свои законные роялти (всего – 44 млн рублей), и, по большому счету, подробности происходящего в Перми «питерцев мало интересовали».

Новые горизонты
Несмотря на это, уже в конце 2004 года начался поиск нового владельца для ООО «РусторгЪ», готового вкладывать деньги в проект. По данным «bc», в декабре руководители комитета развития потребительского рынка областной администрации прогнозировали серьезный кризис «Пятерочки», но эти выступления на поведение игроков на рынке никак не повлияли. Не были найдены и желающие инвестировать в проект.

В феврале универсамы «Пятерочка» закрылись на «плановый ремонт». Причины, приведшие к плачевному результату, с одной стороны, не вполне ясны: Пермский регион стал первым, где проект дискаунтера провалился, согласно газетным данным, общая рентабельность «Пятерочки» (6-7%) – одна из самых высоких среди российских ритейлеров. Однако, фактически, речь идет о рентабельности не торговой сети по всей стране, а головной компании, которая капитализировала получение роялти. В целом же по регионам ситуация далека от безоблачной.

В качестве негативных факторов, объясняющих кризис в Перми, называются недостаток инвестиций, общая дороговизна проекта, нежелание учредителей вкладывать свои средства в развитие сети, не вполне успешный менеджмент (невзирая на то, что «антикризисным» и последним топ-менеджером компании стал Евгений Драчев, согласно резюме, один из лучших управляющих «Пятерочки»). В причинах происшедшего ныне разбирается прикамский РУБОП. Согласно некоторым данным, «нецелевое расходование средств» в пермской сети в первой половине 2004 г. достигало 10 млн рублей в месяц.

И все же лихорадочный поиск нового инвестора увенчался успехом. Новым франчайзи стало ООО «Кама Ритейл», специально созданная группой компаний «Фуд Трейд» «дочка».

В то же время, как заявил «bc» гендиректор «Фуд Трейда» Сергей Лютаревич, условия концессионного договора серьезно изменились, не говоря уже о том, что начались метаморфозы с форматом, в котором работает «Пятерочка», он перестал быть жестким дискаунтом. Кроме того, «Агроторг» все же отреагировал на происшедшее в Перми, пообещав войти в уставные капиталы всех своих региональных франчайзи, включая «Кама Ритейл». Примечательно, что планы развития сети, высказанные г-ном Лютаревичем, достаточно скромны и не идут ни в какое сравнение с теми, что строились предыдущими концессионными партнерами питерцев в Прикамье.

И все же без скандала не обошлось. «Фуд Трейд» обратился в антимонопольное ведомство с жалобой на конкурентов – сеть «Виват» (принадлежит группе компаний «Норма»), якобы распространяющей среди своих поставщиков письмо с требованием разорвать отношения с «Пятерочкой». Перед этим представители одной из пермских торговых сетей подвергли деятельность нового франчайзи жесточайшей критике. В частности, отмечалось, что «Кама Ритейл» будет работать на тех же объектах и тех же невыгодных финансовых условиях, что и ООО «РусторгЪ», поддерживая к тому же явно завышенные арендные ставки. «Никаких положительных отличий и конкурентных преимуществ у нового владельца не будет, что в скором времени приведет к уже виденному нами результату» – таково мнение критиков.

Сергей Лютаревич в интервью «bc» парировал тем, что позиции «Вивата» также выглядят слабыми: только компании «Фуд Трейд» сеть должна более 30 млн рублей, т.е. в 10 раз больше, чем была должна этому поставщику «Пятерочка» в момент своего краха. Высокопоставленный чиновник обладминистрации заявил «bc» на условиях анонимности, что крупные пермские торговые сети развиваются по одним и тем же принципам – «фактически на кредитные средства поставщиков», таким образом, заключил источник, история а-ля «РусторгЪ» вполне может повториться. В «Норме» на такие прогнозы реагируют очень резко. «Мы расцениваем заявления о том, что «Виват» может постичь судьба «РусторгЪ», как полную чушь. У нас стабильное, развивающееся предприятие, ежегодный рост по оборотам составляет 50-100%. Действительно, большие средства вкладываются в развитие, в связи с чем возникают небольшие финансовые перебои, к которым с пониманием относятся наши контрагенты. Наши положительные активы превышают пассивы более чем в два раза», – заявил «bc» генеральный директор группы компаний «Норма» Вадим Юсупов.

По мнению одного из собеседников «bc», спор вокруг «Пятерочки» не имеет серьезных оснований, поскольку «ныне и «Виват», и «Кама Ритейл» обладают достаточно устойчивыми позициями, учитывая, что условия франшизы действительно изменились». «С другой стороны, это прекрасный показатель того, насколько сильна конкуренция между участниками рынка, и насколько далека она от цивилизованных форм», – отметил собеседник.

Напомним, что неудачей завершилась попытка создать саморегулируемую организацию в сфере продовольственного сетевого ритейла в Перми. Как отметила генеральный директор ООО «СемьЯ» Наталья Мишланова, «пока мы продолжаем воевать друг с другом».

Ныне ситуацию на рынке сетевого продовольственного ритейла постоянно отслеживает областная администрация, «под контролем» находится как деятельность «Пятерочки», так и «Вивата». По всей видимости, крах ООО «РусторгЪ» стал все же явлением из ряда вон выходящим. Так или иначе, происшедшее с питерской сетью в Перми серьезно изменило облик пермского рынка продовольственного ритейла. Главным результатом стала даже не экономическая, а эмоциональная сторона вопроса: теперь доверие в среде продавцов и поставщиков изрядно подорвано, и термин «война» для обозначения взаимоотношений сетевиков совершенно не выглядит натяжкой.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний