Газета
 13 декабря 2004, 00:00   946

Небо, самолет, «Савино»

Областные власти хотят от авиаперевозчиков двукратного увеличения пассажиропотока. Однако в оценках возможностей достижения этой цели участники процесса расходятся.
На минувшей неделе заместитель губернатора Пермской области Николай Бухвалов встретился с заместителем гендиректора ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Игорем Десятниченко. Как сообщает пресс-служба областной администрации, по итогам встречи вице-губернатор заявил, что «позиция областных властей заключается в том, чтобы возрастало качество обслуживания пассажиров, поэтому власти области заинтересованы в присутствии на рынке пассажирских авиаперевозок сильных конкурентоспособных компаний». Также в администрации считают, что сегодня спрос на авиаперевозки пассажиров в Пермской области удовлетворяется не в полном объеме. По мнению властей, «если заняться этой проблемой сейчас», можно увеличить поток улетающих из Большого Савино вдвое. Сами операторы рынка отнеслись к этим заявлениям с изрядной долей скепсиса.

Сервис на высоте. Львиную долю на пермском рынке авиаперевозок занимает ФГУП «Пермские авиалинии», присутствие немецкого оператора Lufthansa и крупнейшего в стране перевозчика «Аэрофлот» на порядок меньше. Большая часть рейсов ПАЛ приходится на сообщение с Москвой: около 70% рейсов и 50% дохода от перевозок (из 1 млрд 60 млн рублей в 2004 году чуть менее 500 млн пришлось на столичные рейсы). Два года назад издание «Ведомости» оценило эту ситуацию на местном рынке как олигополию. По логике областных властей, расширение присутствия того же «Аэрофлота» в первую очередь усилит конкуренцию на рынке. Главные претензии предъявляются аэропорту. Так, председатель комитета по транспорту администрации Пермской области Иван Дизер считает, что «прежде всего, нужно говорить о проблемах с прохождением таможенного контроля, пропускными и посадочными системами». И. о. генерального директора ПАЛ Вячеслав Текоев, отвечая на вопрос корреспондента «bc» об уровне сервиса заявил, что не находит проблему аэропорту основной. Он подчеркнул, что «в целом компания находится на неплохом уровне», а среди главных просчетов в оказании услуг назвал «недостаточное питание в экономклассе», а самой сильной стороной – «наших стюардесс». Бывший генеральный директор ПАЛ Игорь Грачев отметил прогресс, которого добилась компания: «Последнее время компания подтянулась в смысле сервиса и, на мой взгляд, сейчас добилась оптимального баланса между ценой и качеством, между собственными доходами и сервисом. В самом аэропорту тоже стало лучше. Ситуация со зданием аэровокзала немного напоминает ситуацию с ремонтом взлетной полосы. В свое время ее отремонтировали не потому, что увеличился транспортный поток, стало больше клиентов, нужно было повысить комфорт или что-нибудь в этом роде. Просто полосой стало опасно пользоваться, она была в аварийном состоянии. Я не исключаю, кстати, что нынешняя деятельность областной администрации по увеличению пассажиропотока может быть связана со стремлением оправдать затраты на реконструкцию полосы».

Реактивный поток. В последние годы существования Советского союза из «Большого Савино» вылетало 850 тыс. человек ежегодно, в то же самое время из свердловского «Кольцово» – 1 млн. Сейчас Пермь уступает восточному соседу в 5–6 раз. Пассажиропоток ПАЛ, по данным областной администрации, составляет165 тыс. человек в год, хотя количественно парк самолетов компании примерно соответствует мощностям пермского аэропорта советских времен. Исходя из этих показателей, областные власти говорят о том, что ежегодно из «Большого Савино» может улетать порядка 300 тыс. человек и «недостающая» половина трафика уходит из Перми в столицу Урала. По мнению Ивана Дизера, преимущество екатеринбуржцев объясняется «удобным географическим положением города и тем, что там этой проблемой занялись раньше». «В принципе, можно увеличить поток в два раза за счет большего числа маршрутов, в том числе за счет «транзитных». Самолет приземляется, и пассажиры, не выходя из здания аэропорта, не имея проблем с багажом, в течение часа-двух пересаживаются на другой самолет, летящий, скажем, за границу. Так делает тот же «Аэрофлот», допускаю, что, скооперировавшись с ним или какой-нибудь другой компанией, так может работать ПАЛ», – сказал чиновник. Противоположной точки зрения придерживаются нынешний и бывший руководители ПАЛ. По мнению Игоря Грачева, сейчас весь поток пассажиров обеспечивает примерно 10 тыс. постоянных клиентов, депутатов, бизнесменов, следовательно, объем пассажиропотока имеет отчетливые границы. «К сожалению, авиакомпании и тем более аэропорты не влияют на поток пассажиров, влияет уровень жизни и деловая активность», – заявил корреспонденту «bc» г-н Текоев, добавив, что сотрудничество, скорее всего, примет форму интеграции ПАЛ с другой компанией, и оно «очень возможно, но не в этом году, ведь пока предприятие остается в списке стратегических».

План полета.
Результатом встречи Николая Бухвалова и Игоря Десятниченко стало предложение компании «Аэрофлот» перевести столичные маршруты ПАЛ из «Домодедово» в «Шереметьево-1», что позволит привлечь тех пассажиров, которые сегодня вылетают за границу из Екатеринбурга. Эксперты «bc» с сомнением высказались по поводу перспектив значительного увеличения трафика пассажиров после принятия этой меры. По их мнению, сейчас подавляющее большинство пассажиров московского маршрута ПАЛ летят в именно столицу. А, кроме того, намеченное взаимодействие с «Аэрофлотом» пока незначительно.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний