Газета
 11 декабря 2004, 00:00   1733

Деньги достали «из чулков»

Потребительский рынок Прикамья продолжает расти, несмотря на то что темпы увеличения доходов населения замедлились. Причина парадокса – появление на рынке денег, которые раньше хранились «до лучших времен».
Ситуация, сложившаяся на потребительском рынке Пермской области в первом полугодии 2005 года, на первый взгляд выглядит очень необычно. Ее парадоксальность заключается в том, что достаточно медленный рост уровня доходов населения и ускорившиеся темпы инфляции странным образом соседствуют с активным ростом розничного рынка, а также сектора общепита и рынка услуг населению. Однако анализ показывает, что объяснение кроется в изменении структуры расходов жителей региона.
Согласно данным официальной статистики, средний уровень номинальной начисленной заработной платы за период январь-май 2005 года вырос на 20,8%. Звучит неплохо, однако нужно принять во внимание, что ускорившийся по сравнению с прошлым годом темп роста инфляции «съел» большую часть этого прироста, в результате чего увеличение реальных располагаемых доходов населения за первые пять месяцев текущего года составило лишь 3,5%. Эта цифра является низкой не только сама по себе, но и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда фактический прирост доходов жителей региона  был равен 5,4%.
Надо отметить, что ситуация с уровнем жизни в регионе вызывает беспокойство еще и потому, что она уступает средним по России показателям как в абсолютном, так и в относительном выражении. В частности, темп роста номинальной зарплаты в январе-мае 2005 года в целом по стране составил 22,8%, при этом реальные располагаемые доходы населения увеличились на 8,1%, что очевидно значительно выше показателя Пермской области.
Сравнение абсолютного уровня доходов населения получается тоже не в пользу нашего региона. Средняя начисленная заработная плата в Прикамье в мае составила 6 672 рубля, тогда как в среднем по России — 8 162 рубля, то есть почти на четверть больше. Тот факт, что Пермская область по этому показателю по-прежнему опережает многих из своих соседей, мало о чем говорит, ведь для нее же характерен и максимальный в регионе уровень прожиточного минимума.
Единственный во всей этой истории позитивный момент — более низкие темпы инфляции по сравнению со средним по России показателем. В течение января-мая общий уровень цен в Прикамье поднялся на 6,7% к уровню начала года, тогда как общероссийский рост за этот же период составил 7,3%.
Удивительным кажется то, что, несмотря на замедление темпов роста реальных располагаемых доходов населения, по итогам все тех же января-мая 2005 года увеличился оборот всех основных сегментов потребительского рынка. Действительно, прирост объема розничной торговли в регионе за первые пять месяцев составил 9,7%, рынка общественного питания — 6,8%, объема оказанных платных услуг населению — 1,0%.
Кажущееся противоречие, однако, легко объясняется двумя факторами.
Во-первых, потребительский рынок хотя и продолжает свое развитие, но более медленными темпами, если сравнивать с прошлым годом. Этот факт коррелирует с замедлением темпов роста доходов населения.
С другой стороны, меняется и сама структура расходования доходов. В январе-мае 2005 года почти на 20% увеличился объем расходов на покупку товаров, на 17% — на оплату услуг. При этом очень заметно (более чем на четверть) снизился объем денег, которые население предпочитает хранить  «в чулке». Высвободившиеся при этом средства отчасти поступают на потребительский рынок, что и способствует его развитию.
Таким образом, ситуация, сложившаяся на потребительском рынке Прикамья, имеет достаточно простое объяснение. Нетрудно заметить, что сейчас на нем присутствуют две абсолютно противоположные тенденции. С одной стороны, темпы развития всех без исключения сегментов рынка снижаются из-за замедления роста доходов населения. С другой стороны, увеличение потребления товаров и услуг подтверждается данными официальной статистики и может быть связано со снижением количества денег «в чулках».
Однако если первая, негативная, тенденция имеет неограниченные возможности для продолжения и укрепления, то вторая объективно ограничена в масштабах. Поэтому период активного роста оборотов потребительского рынка в скором времени может закончиться.
Поделиться:
Все новости компаний