Газета
 04 декабря 2004, 00:00   1014

Все в суд

Ноу-хау по-российски: заменить судебными решениями недостаток политической воли, поскольку последняя находится в состоянии постоянного колебания.
Ноу-хау по-российски: заменить судебными решениями недостаток политической воли, поскольку последняя находится в состоянии постоянного колебания.

8-го июля Государственная дума уже в который раз будет решать, что же все-таки делать с многострадальным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»? Правда, предыдущий подступ депутатов к этой щекотливой теме случился довольно давно, в октябре 2003 года, когда закон (№ 131ФЗ), подготовленный рабочей группой во главе с тогдашним заместителем руководителя администрации Президента РФ Дмитрием Козаком, был-таки принят. Прошло почти два года, что вообще-то не так уж мало даже для жизни закона. Вот только заработать он фактически не успел. Начали реализовываться лишь отдельные его положения, а в полном объеме закон должен вступить в силу с 1 января 2006 года. Теперь, по-видимому, придется писать: должен был вступить. Потому как смысл возвращения закона из путешествия по так до конца и не упорядоченным муниципальным просторам Родины туда, откуда он вышел, состоит в желании отложить его полное вступление в силу или даже вовсе отменить.
Перенос сроков и тем более отмена закона могут в некоторой степени снять напряжение вокруг не менее щекотливой темы последних месяцев, а именно вокруг принятия нового Устава города. Как раз на прошлой неделе депутаты гордумы принимали его и вроде бы вышли на финишную прямую, но сорвалось. Внутренние причины этих мытарств чем дальше, тем менее интересны, а скоро, может быть, и вовсе потеряют смысл, и все вздохнут с облегчением — смотря по тому, что решат федеральные депутаты. Но здесь есть и банальная юридическая коллизия. Ведь менять содержание Устава необходимо было (пока еще просто необходимо) в рамках муниципальной реформы. Не успеть в срок, значит, нарушить федеральный закон и тем самым впасть в грех несоответствия конституционному принципу единства законодательного дизайна по всей стране. При этом уже подсчитали, аж на 36% старый Устав, который естественно продолжает действовать в отсутствие нового, станет то ли нелегальным, то ли нелегитимным, в общем, несоответствующим федеральному законодательству, что конечно чревато последствиями. Но сегодня эта страшилка уже не очень пугает. Растет и ширится по всей стране и, главное, на федеральном уровне сопротивление закону, грозившему в корне поменять все муниципальное устройство страны. Аргументы его противников, точнее сторонников переноса сроков вступления в силу, вполне ясны. Поспешность и неподготовленность реформы может и принесет больше вреда, чем пользы из-за того, что старая система, хоть как-то работающая, будет разрушена, а новая укрепится еще не скоро. Масса вопросов еще не решена и в регионах, и на федеральном уровне. В итоге мы будем иметь одну суету и беготню вместо нормальной повседневной работы, а это может привести к такой реакции со стороны граждан, что монетизационные проблемы прошедшей зимы покажутся цветочками. Аргументы на то и существуют, что им всегда можно предъявить не менее весомые встречные аргументы. Эдаким образом откладывать реформу можно до бесконечности и так и не решить ни одного вопроса. Гладко такие масштабные вещи не проходят никогда, и ожидать этого наивно. А обходить острые углы за счет отказа от реформы просто глупо. Собственно, многое не было сделано в срок в извечной надежде на авось: авось отложат, авось отменят. Поэтому вопрос можно поставить и так: потакать таким настроениям или все-таки заниматься делом.
Какие из этих аргументов за и против окажутся весомее, довольно скоро станет известно. Остается еще общий антураж вокруг всего дела. Уже как-то лениво замечаешь, что все реформы, о необходимости которых так много говорили за последние годы, от реформ ЖКХ и естественных монополий до реформ здравоохранения и образования, находятся в каком-то странном положении. Сказать, что ничего не делается нельзя, но и перспективы почти всех шагов совершенно амбивалентные. Кстати, и некоторые предложения по поводу отсрочки закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выглядят так же. Может статься, что регионы получат право самим решать, готовы ли они к введению в действие закона. То есть на части территории страны он будет действовать, а на части нет. Это само по себе уже довольно забавно с точки зрения конституционного единства страны, но в этом легко можно усмотреть попытку снять ответственность с федерального центра за непредсказуемые последствия реформы. Ведь последствия должны стать очевидными как раз в преддверии новых парламентских и президентских выборов.
К этому добавляют, что одним из главных сторонников отсрочки вступления закона в полную силу является глава администрации Президента Дмитрий Медведев, который якобы очень недоволен результатами работы своего бывшего подчиненного Дмитрия Козака. И здесь просто невозможно не предложить то ноу-хау на российской почве, которым вовсю собираются пользоваться нынешний и бывший министры культуры Александр Соколов и Михаил Швыдкой. Один обвинил другого в коррупции, другой ответил угрозой суда. Пикантность в том, что оба состоят на государственной службе, но в этом и соль. Вот бы и Медведеву подать в суд на Козака за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Роль Медведева могут сыграть недовольные реформой регионы. А судиться можно не только с Козаком. И так далее. Смысл — заменить судебными решениями недостаток политической воли, которая находится в состоянии постоянного колебания. И пустить в дело институт судебных приставов.
Поделиться:
Все новости компаний