Газета
 04 декабря 2004, 00:00   947

Российская проблема на пермском опыте

Пермский опыт реформирования ЖКХ вызывает интерес на общероссийском уровне.
Пермский опыт реформирования ЖКХ вызывает интерес на общероссийском уровне.

На два дня Пермь превратилась в своеобразную площадку для дискуссии по проблемам отечественного ЖКХ. Здесь прошел общероссийский круглый стол по теме «Коммунальный комплекс: перспективы и сценарии». Его организаторами выступили Издательский дом «Коммерсантъ» и столичный фонд «Институт экономики города» при поддержке администрации Пермской области.
В своем вступительном слове и. о. губернатора области Олег Чиркунов отметил, что в регионе действительно немало сделано в плане привлечения в жилищно-коммунальный сектор частных инвестиций. «Конечно, самым серьезным нашим шагом была передача пермского водоканала в аренду ООО «НОВОГОР-Прикамье», — отметил Олег Чиркунов. — Наверное, сегодня мы бы действовали в этом вопросе немного иначе. Но стратегически мы поступили совершенно правильно. Нам бы хотелось привлечь к работе в ЖКХ малый и средний бизнес. И мы хотим разработать программу государственной поддержки прихода малого и среднего бизнеса в коммунальный сектор. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство, как и многие другие сегменты отечественной экономики, пока живет не по рыночным законам. И нам надо делать все для того, чтобы изменить эту ситуацию».
Конкретные и наиболее показательные примеры работы жилищно-коммунальных предприятий Прикамья были в центре внимания на мастер-классе, проведенном администрацией Пермской области. В частности, гендиректор ООО «НОВОГОР-Прикамье» Михаил Никольский подробно остановился на ключевых показателях эффективности работы, как стержне государственно-частного партнерства в коммунальном комплексе. Он отметил, что конкретные показатели качества предоставляемых услуг должны особо оговариваться в контракте.
Процесс прихода частного бизнеса в коммунальный сектор Прикамья, наверное, вряд ли был возможен без поддержки региональной власти. По мнению директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Сергея Сиваева, большую роль в инициации этого процесса сыграл Олег Жданов, в 2001-2005 годах работавший заместителем губернатора. Сегодня сам Жданов перешел в реальный сектор, возглавив ОАО «Пермэнерго».
«Думаю, что недавняя авария в Москве многих заставит обратить более пристальное и серьезное внимание на развитие и обновление энергосетей, — уверен Олег Жданов. — К сожалению, до сих пор средства вкладывались в периферийные проекты, а не в сетевое хозяйство. Эту ситуацию необходимо менять».
Где изыскивать средства на обновление сетей? Один путь — инвестиционная составляющая внутри тарифов на электроэнергию. За счет этих средств в Прикамье до сих пор обновлялись сети, строились новые подстанции в центре Перми. А кто должен вкладывать средства в ремонт сетей внутри дома? По мнению Олега Жданова, необходимо ввести постоянную ежемесячную абонентскую плату за содержание внутридомовых электросетей. «Сети в любом случае изнашиваются, и где-то необходимо находить деньги на их обновление, — полагает Олег Михайлович. — Именно поэтому я считаю, что плата за электричество должна состоять из двух частей: ежемесячной фиксированной абонентской платы за содержание сетей и оплаты реально потребленной электроэнергии».
Второй день дискуссии начался с обсуждения вопросов, связанных с промежуточными результатами реформы ЖКХ, в частности, тарифообразованием. Как отметил гендиректор ООО «НОВОГОР-Прикамье» Михаил Никольский, сегодня в массовом сознании существует несколько мифов о коммунальном комплексе, которые на самом деле не соответствуют действительности: коммунальный комплекс разгоняет инфляцию; расходы на коммунальный комплекс непомерно раздуты, поэтому тарифы повышать не надо; можно неким административным способом заставить коммунальные предприятия сдерживать рост тарифов. «Вообще, все разговоры о том, что коммунальные тарифы непрозрачны, просто смешно слушать», — подытожил Михаил Никольский.
«Сегодня за все платит население, — убежден Никольский. — Федеральная власть перекладывает всю тяжесть реформы на людей. А частные операторы в глазах населения — зло. Между тем бизнес заинтересован в реформировании ЖКХ, иначе бы мы не бились два года на этой поляне. Но мы хотим выступать не в роли козла отпущения или мальчика для битья, а в роли партнера, способного эффективно решать поставленные перед ним задачи».
С Михаилом Никольским солидарен и председатель Наблюдательного совета «Уралгазсервиса» Андрей Агишев. «Бизнес, конечно, заинтересован, и он сегодня реально работает в этой сфере, — отметил он. — Здесь присутствуют как мелкие, так и крупные операторы. Нужны только понятные правила игры, которые четко определяют полномочия каждой из сторон».
Подводя итог дискуссии, Сергей Сиваев отметил: «К сожалению, на сегодняшний день наши предприятия не заинтересованы в снижении собственных издержек. Между тем именно снижение издержек является ключевым показателем эффективности любого бизнеса».
По итогам круглого стола его участники пришли к выводу о том, что реформа ЖКХ идет полным ходом. Правда, в разных регионах это происходит по-разному. И Пермская область, по мнению специалистов, по-прежнему находится в фарватере этого процесса.
Поделиться:
Все новости компаний