Газета
 29 ноября 2004, 00:00   1641

Бизнес на искусстве

Вложения в антиквариат – один из наиболее выгодных и стабильных видов бизнеса.
Автор: Кирилл Перов
Вложения в антиквариат – один из наиболее выгодных и стабильных видов бизнеса

Вложение денег в антиквариат является одним из наиболее стабильных видов бизнеса. Впрочем, для извлечения прибыли подходят лишь творения мастеров с именем. И хотя в антикварном мире Пермь считается провинцией, в частных коллекциях горожан есть творения Малевича и Бенуа.

Разные пути
Как известно, антиквариат – это совокупность старинных ценных предметов или торговля ими. Среди множества предметов, представляющих интерес для коллекционеров, не существует определенных базовых групп. Живопись, иконы, монеты, марки – словом все, что привлекает внимание и интересует ценителей, может стать предметом торговли.

В коллекционировании антиквариата размер кошелька хоть и важен, но не является определяющим фактором. Целая группа коллекционеров консолидировала внушительные собрания при весьма скромных вложениях. Дело в том, что значительная часть коллекций создавалась еще в советское время. Например, в шестидесятые годы практически за бесценок в деревнях приобретались иконы и монеты, со временем вошедшие в обширные собрания. В Пермскую область, где с 16 века возводилось множество церквей, приезжали коллекционеры из Москвы и скупали иконы оптом, зачастую за бесценок. Разумеется, значительная часть (по разным оценкам от 70 до 80%) не представляла особой ценности, но такой способ позволял гарантированно извлечь из деревень все стоящее.

Другую группу коллекционеров составляют люди, увлекающиеся более дорогостоящими предметами искусства, в частности, живописью. Ее представители, как правило, являются выходцами из бизнес-элиты, обладающими достаточными средствами для приобретения произведений искусства. Причем появилась и группа предпринимателей, которые вкладывают свои средства в антиквариат с целью диверсификации бизнеса.

Впрочем, ни те, ни другие, как правило, не афишируют свои коллекции. В постреволюционной России приобретением антиквариата и его консолидацией могло заниматься только государство, что ставило коллекционеров в незаконное положение. После развала Советского Союза, когда собирание антиквариата было легализовано, открытию коллекций препятствовал разгул преступности. Несмотря на то, что по данным ГУВД, за последние несколько лет коллекционеры не фигурировали в качестве потерпевших ни в одном уголовном деле, привычка держаться в тени осталась.

Слабое распространение антиквариата среди населения объясняется и историческими причинами.

Виктор Селиванов, коллекционер:
– Несмотря на то что на территории Пермской области существовали и Строгановская школа иконописи, и проживал ряд известных художников российского масштаба, были известные мастерские по драгоценным металлам и фабрики фарфора, после революции из региона была вывезена львиная доля ценных предметов изобразительного и прикладного искусства, и рынок оказался обеднен. До сих пор существуют предания о спрятанных кладах знаменитых людей того времени, но ни один из них так и не найден.

Эти факторы и определяют современное состояние рынка. В Перми есть лишь два магазина антиквариата, еще одна торговая точка расположена в Лысьве. Существует также антикварный рынок, часть операций проходит при личных контактах коллекционеров. Аукционный дом «Прим», работавший на территории Пермской области и выставлявший на торги антиквариат, ушел с этого рынка из-за слабого спроса со стороны коллекционеров. Впрочем, как и в других сферах экономики, серьезную роль на рынке играют столичные города, где предложение культурных ценностей гораздо богаче.

Игорь Гуляев, владелец магазина «Антик»:
– Когда речь идет о покупке предмета ценой несколько десятков тысяч долларов, коллекционеры не экономят на авиабилетах. Возможен и иной вариант, при котором под заказ клиента произведение искусства может быть доставлено в Пермь из столиц или Сибири, где расположены основные центры скопления антиквариата.

Надежные вложения
Ценообразование на рынке антиквариата является одной из проблем. Существует целый ряд «сфер», таких как филателия и нумизматика, где имеется сформированная система цен. Например, русская монета 1655 года, так называемая «ефимка», стоит около 3 тысяч долларов. Как правило, стоимость подобных предметов определяется в тематических каталогах, распространяемых среди потенциальных покупателей.

Однако в большинстве случаев определение стоимости предметов происходит в переговорах покупателя и продавца. Даже в антикварных каталогах зачастую указывают рекомендуемые минимальные и максимальные уровни цен. Несмотря на общую закрытость информации, характерную для рынка, сведения о некоторых сделках становится известны.

Источники «bc» сообщили газете, что коллекционеры Перми приобрели ряд полотен 19 и начала 20 веков по ценам от 100 до 200 тысяч долларов. Известно также, что пермяки купили картины Малевича и Бенуа. По данным «bc», в городе есть и другие полотна известных художников, однако их хозяева предпочитают не раскрывать информацию о своих коллекциях.

Интерес к предметам с громким именем источник «bc» объяснил не только желанием приобрести творение известного мастера, но и экономической выгодой.
– Рынки монет и икон, наполненные до отказа, испытывают определенное падение цен. В то же время редкие вещи или предметы искусства с громким именем всегда в цене, они лишь дорожают.

Как отметил Игорь Гуляев, за минувшее десятилетие русское искусство значительно выросло в цене на Западе. Если в начале 90-х картина Саврасова была продана на аукционе Сотби за 40 тысяч английских фунтов стерлингов, то уже десятилетие спустя за полотно Кустодиева был уплачен 1 миллион фунтов. В среднем же по рынку рост цен составил 200-300% за десятилетие. Кроме того, как отметил Игорь Гуляев, антиквариата с течением времени не становится больше, поэтому рост цен на этом рынке вполне закономерен.

С точки зрения экономической доходности вложения в антиквариат являются весьма прибыльными. Впрочем, многие коллекционеры не рассматривают их как способ извлечения прибыли, а приобретают ради пополнения своих коллекций. А поскольку коллекционеров в Перми немного, рынок развит достаточно слабо, и в ближайшее время ничто не предвещает его активного роста.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний