Газета
 18 октября 2004, 00:00   1664

Сделайте красиво

Пермский рынок ремонтных и дизайнерских услуг даже для экспертов остается необузданной и малопонятной стихией. Несмотря на это, появилась тенденция к его перенасыщению.
Автор: Кирилл Перов
Пермский рынок ремонтных и дизайнерских услуг даже для экспертов остается необузданной и малопонятной стихией. Несмотря на это, появилась тенденция к его перенасыщению.

Среди множества сегментов прикамской экономики рынок ремонтных и дизайнерских услуг в сфере недвижимости отличается исключительной не исследованностью. Не собирают соответствующую информацию даже подразделения областной администрации, занимающиеся потребительским сектором. Как выяснил «bc», даже сами компании, представленные на рынке (а их несметное количество), не обладают ресурсами для проведения собственного полноценного анализа сегмента.

Не в русле
Еще в советские времена этот рынок оставался своеобразным анклавом капиталистической экономики: даже плановый ремонт никогда не проводился совершенно бесплатно и требовал дополнительных финансовых вливаний. Интересно, что с наступлением новейшего периода в истории России ситуация кардинально не изменилась. Ремонтники, выступив в авангарде кооперативного движения, по существу, «кооперативным» движением и остались, не став «корпоративным». Это утверждение справедливо лишь по отношению к региональному пермскому рынку. Положение вещей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, включая соседний Екатеринбург, несравнимо лучше.

Изменения все же происходили. К ремонтным бригадам очень скоро прибавилась когорта дизайнеров, занимающихся интерьерами помещений. И те, и другие получили возможность заниматься не только отделкой квартир, но также офисов, магазинов, ресторанов и кафе, что увеличило не только творческий, но и финансовый потенциал молодого бизнеса.

Дизайнерскому бизнесу с течением времени так и не удалось стать респектабельным. Количество сотрудников в крупнейших пермских компаниях не превышает 10-15 человек, тогда как в Москве работают организации, обладающие штатом до 100 человек и выше. Количество фирм не поддается точному подсчету, но доподлинно известно, что ни одна из них не «делает погоду»: основную часть рынка обслуживают дизайнеры-одиночки. Наиболее радикальное мнение, высказанное исполнительным директором крупнейшей пермской студии: «Рынка как такового нет. Он находится в зачаточном состоянии». Что касается ремонтных организаций, то среди них выделились серьезные игроки (штат сотрудников – до 200 человек), но сохраняется и широкий полулегальный сегмент «отделочников-квартирников». Пермяки же продолжают не замечать разницы между собственно ремонтом и дизайном.

Ремонт дизайну не помеха
В Перми работают несколько десятков дизайнерских компаний, занимающихся интерьерами. Значительная часть из них связана не только с дизайнерскими услугами, но также с продажей строительных материалов либо мебели. При этом именно оформление помещений выступает в качестве сопутствующего направления, а «мат. часть» – в качестве основного. Классические примеры – компания «Отдел.Ка-Пермь», обладающая собственным дизайнерским дивизионом, салон мебели «Дон диван». Собственных «оформителей» интерьера держат в штате строительные компании.

В качестве крупнейших организаций называют дизайн-студию «Театро», дизайн-студию интерьера A.R.T., «Кармин», студию Alter Ego, Мастерскую современного интерьера. «Крупной компанией в сфере дизайна в Перми можно считать студии, в которых работает от 3 до 10 человек, – пояснил «bc» дизайнер студии интерьера A.R.T. Александр Ганаков,– ситуация в Москве отличается кардинальным образом. Там существуют организации, штат которых достигает 70 человек». Средняя пермская дизайн-студия (со штатом до 5 человек) оформляет порядка 5 объектов в год и зарабатывает на этом без учета налогов 400-500 тыс. рублей. Аналогичная московская фирма получает прибыль в 5-10 раз больше.

Число дизайнеров-одиночек на рынке, согласно некоторым подсчетам, достигает 90% (их общее количество, по данным «bc», составляет более 50 человек, обладающих самой разнообразной квалификацией). «Пока стихийно они занимают основную часть данного сегмента», – отметил г-н Ганаков. Очень часто «одиночки» выполняют разовые заказы, после чего зачастую покидают рынок, однако их место занимают новые. «Заработок сотрудника крупной пермской студии и заработок того, кто работает самостоятельно, практически не различаются, – отметил в беседе с «bc» Игорь Леонов, в одиночку выполняющий работы по оформлению интерьеров офисных помещений. – Крупный и лакомый проект в Перми может получить как полупрофессионал, только окончивший Технический университет, так и дизайнер со стажем, представляющий крупное интерьерное агентство. Поскольку рынок не сложился, заказчику весьма затруднительно оценить качество работы нанятого дизайнера».

С ремонтными организациями и проще, и сложнее одновременно. Общее количество зарегистрированных фирм, отделывающих различные помещения, по данным «bc», достигает двух тысяч. «При этом есть определенные, сложившиеся лидеры, – пояснил генеральный директор фирмы «Сервит-Строй» Алексей Акбуляков, – на другой чаше весов – небольшие бригады, нелегально, без лицензии, занимающиеся евроремонтом в квартирах пермяков». Принципиальное отличие ремонтного сегмента от дизайнерского в том, что крупный заказ здесь может получить только серьезная организация. Так, масштабные бюджетные объекты распределяются по тендерам (стоимость сделки – более 200 тыс. руб.) с несколькими условиями, среди которых наличие лицензии, опыт работы на рынке более 3 лет и проч. Особым показателем успеха на рынке считается сотрудничество с нефтяными компаниями и другими крупными промышленными предприятиями. Число сотрудников обычной ремонтной организации может колебаться от 10 до 150-200 в зависимости от количества заказов и объема работ. Среди крупных компаний называют «Амбер-стройсервис», «Паритет-Дизайн», «Сервит-Строй», «Профсоюз мастеров ремонта помещений» и др. Нелишне отметить, что сегмент дизайна интерьеров выступает зачастую в качестве «надстройки» по отношению к ремонтному «базису»: некоторые организации помимо отделочных работ предлагают еще и услуги по оформлению пространства помещения. И если в ремонтной сфере рынок существует определенно, то дизайнерские студии выступают как антураж по отношению к тем, кто отделывает помещения.

Цена вопроса
Достаточно большое количество организаций предопределило и широкий ценовой разброс в отношении предоставляемых услуг. Стоимость отделки 1 кв. м. помещения может колебаться от 50 до 200 долларов. При этом потребители «дешевой» услуги – частные лица, юридические предпочитают обращаться в крупные организации.

Цена интерьерного дизайна – от 5 до 50 долларов за 1 кв. м. Как правило, частные интерьеры дороже общественных, а конечная стоимость определяется объемом работ, требованиями заказчика.

Показательно то, что к ремонтным организациям заказчики до последнего времени предъявляли более строгие требования, нежели к дизайнерским. В условиях такой «расслабленности» Пермь испытывает острый дефицит эксклюзивных интерьерных решений. Малоинтересны, по оценкам самих дизайнеров, как работы, связанные с квартирами, так и с коммерческими площадями, включая бары и рестораны.

Именно услуги проявляют очевидное отставание пермского рынка от соседнего екатеринбургского, не говоря уже о питерском и московском. Сферу дизайна интерьеров отличают скудость идей и отсутствие новаторства; сферу ремонта – неумение использовать новейшие технологии, либо их ограниченное применение (это вполне справедливо по отношению к отделке зданий, построенных с помощью монолита, наливному напольному покрытию и др.). Эту ситуацию может в какой-то степени изменить московский фактор, который, в целом, не характерен для рынка дизайнерских и ремонтных услуг (он заполонен пермяками). «Вполне вероятно, что московские девелоперы, приходящие в регион, повысят требования к организациям, выполняющим сопутствующую работу, например, ремонт и отделку», – отметил г-н Акбуляков. Учитывая, что москвичи, вероятно, будут осваивать целые районы, заинтересованность ремонтников очевидна.

Этап многоборья
Рынок ремонтных и дизайнерских услуг, который эксперты называют «хаосом», тем временем оказался на грани перенасыщения. Уровень конкуренции среди собственно дизайнерских контор оценивают по-разному. Согласно заявлениям некоторых экспертов, несмотря на то, что проекты по-прежнему распределяются практически случайно, между крупными студиями уже началась борьба за клиента. В то же время руководитель влиятельной компании, занимающейся интерьерами, пожелавший остаться неназванным, пояснил «bc»: «Конкуренции нет и быть не может. Только ленивая студия сейчас остается совершенно без клиентов». Гораздо более отчетливо обстоит ситуация с ремонтными организациями, между которыми разворачивается настоящая война. «Рынок действительно близок к перенасыщению. Сейчас мы почувствовали отток рабочих, которые пришли в бизнес в начале 90-х гг. с предприятий города. В связи с определенным промышленным подъемом, а также в связи с крайней насыщенностью нашего сегмента зарплата в промышленности кажется гораздо более стабильной и высокой», – заявил «bc» Алексей Акбуляков.

Усиление конкуренции привело к другой, естественной в этом случае тенденции – укрупнению. Достаточно активно проявляет себя в этом отношении организация «Профсоюз мастеров ремонта помещений», ведущая переговоры со многими (в том числе средними и крупными) ремонтными компаниями об объединении. Менеджеры «Профсоюза», по данным «bc», намерены создать мощную посредническую организацию, консолидирующую значительную часть рынка.

Определенные качественные сдвиги происходят и в сегменте создателей внутреннего пространства. В июле 2004 г. было образовано некоммерческое партнерство «Пермский клуб дизайнеров интерьера», в который вошли крупнейшие студии. «Это положительная тенденция, демонстрирующая намерение упорядочить рынок, – отметил в беседе с «bc» г-н Ганаков. – Создается ощущение, что скоро ситуация должна переломиться.

Из хаоса родится мир
Несмотря на определенное перенасыщение рынка, дизайнерский и ремонтный бизнесы по-прежнему остаются весьма привлекательными. Это связано, в первую очередь, с оживлением строительной отрасли, с возведением многочисленных объектов коммерческой недвижимости. Кроме того, определенные перспективы вырисовываются и в связи с грядущей застройкой новых пермских микрорайонов, и с распространением монолитного домостроения, подразумевающего капитальные работы над пространством. Уже сейчас на дизайн интерьера квартиры россияне тратят от 5 до 9 тыс. долларов. В ремонте нуждается и жилье из вторичного фонда. Согласно некоторым подсчетам, емкость пермского рынка ремонтных и дизайнерских услуг к 2005 г. может достичь порядка 30-40 млн. долларов.
В связи с высокой привлекательностью бизнеса и в то же время жесткой конкуренцией вполне закономерной выглядит тенденция к упорядочению рынка и укрупнению основных игроков. Однако на приведение сегмента в стабильное состояние потребуется несколько лет. Пока же ситуация «хаоса» остается его отличительной чертой. Даже московский рынок ремонтных услуг по-прежнему считается нецивилизованным, не обладающим ни четкими критериями качества, ни надежными гарантиями выполнения работ. Для пермского такое положение характерно в еще большей степени.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний