Газета
 11 октября 2004, 00:00   1058

Цена контакта

Закон, регламентирующий деятельность чиновников, может превратить их в еще больших бюрократов.
Автор: Кирилл Перов
Закон, регламентирующий деятельность чиновников, может превратить их в еще больших бюрократов.

В скором времени в Государственную думу может быть внесен новый законопроект. Речь идет об определении стандартов предоставления государственных услуг. Дело не очень громкое и пока малопонятное, но весьма примечательное. Прежде всего, интересен сам факт появления законопроекта. Он означает, что власть (правда, пока, до принятия закона, лишь отдельные ее представители) планирует заниматься самосовершенствованием и устранением, мягко говоря, своих недостатков. И не просто внутри себя, ведь под государством можно понимать всю страну, а в самом ее сердце – в структуре исполнительной власти. Совсем конкретно – в деятельности чиновничьего аппарата. Еще недавно, после нашумевших событий и не менее известных инициатив президента, показалось, что всю свою мощь и энергию государство теперь направит на борьбу с терроризмом, на воспитание лояльных глав регионов и зрелых политических партий; на приведение в чувство населения, которое выбирает не тех губернаторов и ни в грош не ставит партии. А административная реформа, ограничившись разговорами о необходимости повышения эффективности деятельности госорганов и внесенными в правительство перестановками, отправляется на запасный путь. Вот и Козака, ключевую фигуру реформы, перебросили в Южный федеральный округ.

Ну да, как говорится, не Козаком единым будет жить административная реформа. Далекая цель законопроекта, конечно, все та же – повышение эффективности деятельности государственной власти. Но не вообще, а в той сфере, которая для каждого является жизненно важной и самой осязаемой, где человек всегда остается один на один с проблемой – сфере предоставления государственных услуг. Добиваться наведения порядка здесь предлагается путем стандартизации самого предоставления этих услуг. То есть речь, насколько можно судить, идет не о содержании услуг, их объеме, качестве и актуальности. А о том, как население будет их получать. Иначе говоря, как оно будет контактировать с чиновником, потому что у нас это – самый главный способ воспользоваться услугами государства. Любой контакт с чиновником при оформлении и выдаче документов, подаче заявок, получении чего бы то ни было должен быть четко регламентирован: от того, сколько ждать ответа, до того, сколько стоять в очереди. Дело, что и говорить, похвальное.

Но чиновник должен не только соответствующим и максимально удобным образом принять просителя, но и решить его проблему. Эти две вещи связаны, но все-таки различны. Как новая инициатива может помочь в повышении эффективности труда чиновника? Надежда, видимо, возлагается на благотворное влияния дисциплины. Ведь регламентация поведения – это и есть дисциплина в чистом виде.

Но тут появляется один, ставший уже сакраментальным, вопрос, имеющий прямое отношение к нашей теме: как бороться с бюрократизмом? Ответ будет напрямую зависеть от того, что понимать под бюрократизмом. Он только на первый взгляд очевиден, потому что всегда описывается до боли знакомыми словами: вялость, безынициативность и безответственность чиновников, ведущие к волоките, неэффективности, казенщине и формализму в решении насущных человеческих дел. Оценивая явление под таким углом зрения, казалось бы, не стоит спрашивать – а нужно ли, вообще, бороться с бюрократизмом? Еще как нужно! Ведь это зло почти в чистом виде. И, тем не менее, вопрос о необходимости борьбы и, главное, ее средствах стоит остро. В том числе и из-за инициатив такого рода, к которым принадлежит наш законопроект.

Говоря в самом общем виде, существует два разнонаправленных способа борьбы с названными недугами. Один, весьма популярный несколько лет назад и не утерявший своего значения и поныне, заключается в стремлении превратить чиновников в некое подобие менеджеров. То есть тех же наемных специалистов, но в максимальной степени заинтересованных в результатах своей работы. Опционов на приобретение акций своего предприятия у чиновников быть, в принципе, не должно, зато им можно предложить зарплату, статус и бонусы, которые теряются или увеличиваются в зависимости от достигнутых результатов. В этом случае дисциплина тоже есть, но она никак не сводима к мелочной регламентации поведения на рабочем месте, такая скоре повредит чиновнику-менеджеру. Другой способ – обратный и состоит в максимальном ужесточении дисциплины, в регламентации каждого шага и вздоха чиновника – ничего кроме инструкции. Таким образом, из чиновника делают еще большего бюрократа.

В первом случае имеет значение личный интерес чиновника к самому делу. Во втором – личный интерес заключается только в стремлении исполнить свой долг при полном равнодушии к предмету занятий. Очевидно, что законопроект делает упор на втором подходе. Невозможно однозначно сказать, какой из них лучше. Каждый может дать результат. Но могут кончиться пшиком. Первый – потому, что легко приводит к так называемой приватизации государства. Второй – потому, что может превратить чиновников в этаких оловянных болванчиков, мерно покачивающих головами в такт дуновению начальственного ветра и не способных ни к какому самостоятельному действию. Идеального решения не существует. Но это, впрочем, не означает, что нужно бездействовать.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний