Автор: Валерия Жукова
С июня 2025 года Банк России снижает ключевую ставку: показатель уже уменьшился на 4,5 процентных пункта (с 21 до 16,5 %). Еще одно заседание по этому вопросу состоится 19 декабря. Эксперты и участники рынка ожидают, что ставка будет снижена еще на 0,5-1 п. п., хотя последнее слово остается за регулятором. Среднесрочный прогноз Банка России предполагает, что в 2026 году среднее значение «ключа» составит 13-15%. Снижение ключевой ставки стало возможным благодаря замедлению инфляции, которое отмечается уже с весны 2025 года: месячные приросты устойчивой ее части с поправкой на сезонность и в пересчете на год держатся на уровне 4-5 %.
По словам Андрея Гангана, директора департамента денежно-кредитной политики Банка России (ДКП), основной причиной инфляционного всплеска последних лет стал перегретый спрос на фоне сдержанного роста предложения. Промышленности не хватало рабочих рук и оборудования, дополнительные трудности создала перестройка логистики. На фоне повышенного спроса бизнес беспрепятственно перекладывал возросшие издержки в конечную стоимость продукции – это увеличивало инфляционное давление. В такой ситуации стратегическим решением Центробанка было охлаждение спроса (наращивание предложения – сфера ответственности Правительства РФ). Повышая стоимость денег в экономике, Банк России стремился «растянуть» инвестиционную и потребительскую активность во времени. Более высокая ставка должна была заставить компании выбрать приоритетные направления для инвестиций, а население – отложить часть несрочных покупок и увеличить сбережения. При этом рост кредитования не остановился, а лишь снизился до более устойчивых уровней, объяснил спикер логику регулятора в период жесткой ДКП.
Основанием для ее смягчения во второй половине 2025 года стало замедление темпов роста инфляционного давления. Годовая инфляция, достигшая в начала 2025 года 9,9 %, значительно снизилась за девять месяцев и в октябре составила 7,7 %. При этом все еще наблюдаются отдельные «скачки» цен из-за разовых факторов (например, индексация тарифов, колебания на рынке нефтепродуктов и проч.). Но чаще всего это краткосрочные истории, на которые Банк России изменением ключевой ставки не реагирует.
По словам Андрея Гангана, главной задачей ЦБ является достижение экономического равновесия в долгосрочной перспективе.
«Наш целевой показатель по годовой инфляции остается неизменным: вблизи 4 %. Нам потребуется плавное снижение ключевой ставки. Среднесрочный прогноз Банка России предполагает, что в 2026 году среднее значение «ключа» составит 13-15 %», – пояснил Андрей Ганган.В авангарде экономики. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2024 года
Годовая инфляция в Пермском крае, как и в России, продолжает замедляться, хотя ее уровень выше, чем в среднем по стране: в октябре – 9 %.
По словам Алексея Моночкова, управляющего отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России, одна из причин – высокий спрос на услуги культуры: пермские фестивали и спектакли пользуются спросом и у пермяков, и жителей столиц (бывает, что билеты распродаются в считанные минуты) – это позволяет театрам быстрее увеличивать цены.
Прикамье отличают и повышенные темпы корпоративного кредитования, но тому есть объективные причины. После 2022 года на сравнительно небольшом региональном кредитном рынке (1,1 трлн рублей) обосновались крупные компании федерального и международного уровня. Средние по их меркам кредиты порой приводят к резкому ускорению кредитования: в феврале 2024 года корпоративный портфель вырос на целых 46 %. Сейчас, по словам Алексея Моночкова, наблюдается постепенное сближение роста кредитования с общероссийскими показателями.
«Инвестиционная активность региона с середины 2021 года до начала 2025 года также была заметно выше, чем по России. Сейчас Пермский край перешел к более устойчивому росту инвестиций», – подчеркнул Алексей Моночков.
Снижение ключевой ставки открывает возможности для снижения ставок по кредитам – в том числе – ставок по ипотеке на рыночных условиях, чего покупатели и строители жилья очень ждут.
Представитель девелоперского бизнеса Михаил Бесфамильный, генеральный директор «Орсо групп», отметил, что льготные ипотечные программы, которые были запущены апреле 2020 года в ответ на экономические сложности, вызванные пандемией COVID-19, оказали противоречивое влияние на сферу строительства в Пермском крае. С точки зрения девелоперов, льготная ипотека стала мощным драйвером спроса и позволила нарастить продажи. При этом одновременно она спровоцировала стремительный рост цен на жилье, земельные участки и строительные ресурсы.
«Застройщики увидели, что спрос растет, и стали повышать цены на жилье. В результате первоначальная цель увеличения доступности квартир для населения во многом была нивелирована ростом стоимости», – подытожил спикер.
По оценке Михаила Бесфамильного, сегодня большая часть сделок на первичном рынке недвижимости по-прежнему осуществляется за счет льготных ипотечных программ. поскольку текущие рыночные ставки остаются для большинства покупателей экономически нецелесообразными. При этом устойчивый спрос на жилье возможен лишь при ставках 12-14% годовых по «рыночной» ипотеке.
При этом кредиты по-прежнему остается доступным для пермских девелоперов: хотя на старте отдельных проектов ставки по проектному финансированию могут достигать 20 %, по мере продаж квартир в новостройке они снижаются. При этом девелоперов беспокоит высокая зависимость от банков: по оценкам участников рынка, до 90 % инвестиций в стройку формируется за счет заемных средств.
С учетом этого 2026 год может оказаться наиболее напряженным для девелоперов. Новым проектам, стартующим в условиях ослабленного спроса и пока еще сравнительно высоких начальных ставок проектного финансирования, будет довольно сложно соперничать с проектами, запущенными в период действия льготной ипотеки – вторые окажутся более конкурентоспособными по цене и условиям. В результате часть девелоперов, по оценке Михаила Бесфамильного, может перенести запуск новых проектов на более поздние сроки. В таком случае это найдет отражение в замедлении ввода жилья через два-три года.
В ходе дискуссии Андрей Ганган подчеркнул, что с точки зрения регулятора единственным устойчивым способом повышения доступности жилья является достижение устойчивой низкой инфляции (и, как следствие – снижение ставок), а также формирование стабильного предложения.