Учитель в фокусе научно-технологического развития. Интервью о будущем образования педагогов

Константин Егоров, председатель Совета ректоров вузов Пермского края, ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, – о стоящих перед высшим образованием Пермского края вызовах, новых проектах и межвузовском кампусе.

Константин Борисович, в последнее время мы видим пристальное внимание органов власти к развитию реального сектора экономики, усиливается инженерная повестка. Что нового в системе высшего образования?

– Устойчивое развитие регионов требует подготовки квалифицированных специалистов для решения комплекса научно-технологических и социально-гуманитарных задач. За последние годы, во взаимодействии Правительства Пермского края, вузов и предприятий выстроена новая система постановки научно-исследовательских задач. Стала понятна кадровая потребность в ключевых отраслях. Благодаря позиции губернатора Дмитрия Махонина правительство региона направляет все больше мер поддержки на развитие материально-технической базы вузов, популяризацию науки и поддержку ученых. Пермский край стал первым субъектом, который подписал соглашение о софинансировании капитального ремонта общежитий вузов разной подведомственности с Минобрнауки России. В Перми благодаря нацпроекту «Молодежь и дети» строится межвузовский кампус. Можно сказать, что система высшего образования сегодня работает в унисон для достижения государственных целей и задач, одним из важнейших связующих элементов такой работы стала программа научно-технологического развития Пермского края.

В какой момент начинается вовлечение молодежи в сектор исследований и разработок по приоритетам НТР, и как сбалансировать распределение кадров при существующем разнообразии вузов?

– В недавнем прошлом профориентация была по большей части разовым диагностическим мероприятием, сейчас – это фактически непрерывный процесс сопровождения ребенка на пути от образования до построения карьеры. Мы определили для себя, что миссия Пермского педагогического – создать и обеспечить работу сквозной системы профессиональной ориентации молодежи. Для эффективной работы необходимы новые маркеры профессионального самоопределения, профориентации детей и молодежи, актуальные учебные пособия и материалы. Важно показать детям, их родителям, педагогам реальные и понятные карьерные траектории, дать возможность воочию увидеть место будущей учебы в вузе и работы на предприятии.

Получается, Педагогический университет сегодня является методологом профориентации. Как вы апробируете и внедряете новые наработки?

– Поделюсь некоторыми проектами. Один из них – стратегический проект «Педагогические кадры в научно-технологическом развитии Пермского края», главная задача которого – объединить усилия органов власти, предприятий, системы образования, и помочь молодежи определиться с будущей профессией в перспективных технологических отраслях Пермского края. В данном направлении с нами работают более 20 ведущих промышленных предприятий, 10 муниципалитетов региона, Пермская торгово-промышленная палата и Центр повышения квалификации «Становление» и, конечно, список партнеров будет увеличиваться. Вместе с индустриальными партнерами также организовали «Проектную школу TEST’O». Школьники решают реальные промышленные кейсы, посещают предприятия и знакомятся с производственными площадками. В таком интерактивном формате происходит знакомство с профессией, формируется представление о будущем рабочем месте, а благодаря работе в командах у участников развиваются и «мягкие навыки». Ежегодно Проектную школу проходят более 1000 детей из Прикамья, а с 2025 года к ним присоединились участники из других регионов.

Значит, нужны учителя с новыми компетенциями. На какие количественные данные можно опираться и есть ли новые образовательные программы?

– На сегодняшний день кадровая потребность по приоритетным направлениям НТР составляет более 10 тыс. человек с перспективой дальнейшего увеличения. Это стало отправной точкой для создания сквозной программы «Кадры и человеческий капитал» межвузовского кампуса «Будущее Пармы». В ее состав входит сетевая проектная магистратура «Профессиональная ориентация и карьерный консалтинг» для обучения технологиям кластерной профориентации детей и молодежи. Слушатели программы получат компетенции по разработке и внедрению новых передовых образовательных, профориентационных и воспитательных технологий. В следующем году на базе университета начнет работу Центр профориентации, в дальнейшим Центр будет размещен в новом кампусе, где продолжит работу уже в межвузовском формате.

Фактически, университет становится центром развития человеческого капитала региона в области профориентации детей и молодежи. Какие горизонты определены?

– Амбициозный план – сделать Пермь инженерной столицей России. Уверен, что во взаимодействии с Правительством Пермского края, заинтересованными промышленными предприятиями и вузами мы сможем реализовать намеченные планы.