Спектакль как серия. Пермский театр кукол представил премьеру кибердрамы о цифровом бессмертии

Многоаспектная тема влияния информационных технологий на человеческие отношения исследуется в сжатом, практически сериальном формате, со сценическими «спецэффектами» и долей доброго юмора.

В Пермском театре кукол состоялись премьерные показы спектакля «Скачайте наши души» (16+). Главная героиня Алиса – одна из таких «скачанных душ», цифровой двойник самой себя, загруженный в «интернет для мертвых». Технология копирования сознания по сюжету доступна людям в не столь уж отдаленном будущем – действие разворачивается в 2043 году. Обитатели «потустороннего» интернета могут общаться с близкими из реального мира, но только если те дадут согласие на такой сеанс связи.

С Алисой (Алена Дитятина) поначалу никто разговаривать не хочет, молодая женщина не может дозвониться ни до мужа (Владимир Пенягин), ни до мамы (Елена Хазанова). Последняя через некоторое время все же выходит на контакт и рассказывает дочери избранные выдержки из некрологов и речей на ее похоронах. Выясняется, что Алису считали «подающей надежды», но не реализовавшей свой потенциал во взрослой жизни. Позже она предпримет попытку оставить след в истории уже из мира мертвых, но сначала знакомится с тем, как устроено это пространство.

Помимо осознанно созданных цифровых копий здесь обитают также виртуальные двойники тех, кто умер до изобретения технологии перемещения сознания, но остался в воспоминаниях многих людей. В основном это известные личности, звезды. Роль одного из таких кумиров в спектакле отведена большой светящейся марионетке поп-певца. Это одна из немногих кукол в спектакле. Помимо нее есть еще собаки-роботы из стеклопластика (отсылка к творениям инженерной компании Boston Dynamics).

Некоторые обитатели цифровой вселенной оказались там в несколько комичном виде – например, обаятельная старушка, «увешанная» одиннадцатью дубликатами своего любимого потерявшегося кота (Наталия Аникина). В драматическом сюжете нашлось место доброму юмору и «музыкальным паузам», а также детективной линии. Цифровой двойник обладает не всей информацией о произошедшем с человеком в реальном мире, а только той, которая загружена в момент создания последней цифровой копии. Алиса не знает, как она умерла, а также теряется в догадках о том, куда подевался ее муж. Героиня идет на хитрость, чтобы приоткрыть завесу тайны и даже находит способ ненадолго материализоваться в реальности.

В основе спектакля – роман «Смерти.net» (18+) белорусской писательницы Татьяны Замировской, включенный в лонг-лист премии «Национальный бестселлер-2021». Книгу о всеобщем цифровом воскресении осмыслили и воплотили в своей трактовке на пермской сцене художественный руководитель театра кукол Дмитрий Вихрецкий, художник Виктория Ельцова, драматург Анастасия Мордвинова и композитор Никита Нефёдов.

Постановщики сравнили создание кибердрамы с производством концепт-кара – футуристичного прототипа автомобиля, который служит для экспериментов и проверки восприятия публики, демонстрации новых идей в дизайне и технологиях. В спектакле сложные технические решения используются, чтобы показать на сцене соседство двух миров. Их границы обозначены с помощью видеопроекций, двойной световой экспозиции и светодинамических декораций. Они же создают атмосферу «неоновой вселенной» из фантастической драмы «Бегущий по лезвию» (18+).

«Скачайте наши души» (16+) также напоминает все серии «Черного зеркала» (18+) разом и некоторые из них в отдельности. О сходстве с этим известным антиутопическими сюжетами сериалом упомянул и худрук Дмитрий Вихрецкий, когда представлял зрителям премьеру. Он обратил внимание и на хронометражную аналогию: спектакль идет 50 минут, как и стандартная серия «серьезного» сериала – не ситкома. Это время, за которое даже весьма отвыкший от длинных форматов зритель не растеряет внимание и не утомится. Тем более, что события на сцене развиваются весьма стремительно.

​В Театре-Тятрике состоится десятая премьера с момента открытия

Что касается «перекличек» с «Черным зеркалом» (18+), то они в большей степени тематические. Как и телевизионный проект, «Скачайте наши души» (16+) исследует влияние информационных технологий и искусственного интеллекта на современное общество и социальные взаимоотношения. Но если сериал прославился остросатирическими и пессимистичными сценариями развития событий, то спектакль отнюдь не такой резкий и мрачный. Он дает куда больше веры в то, что человек остается человечным, даже став частичкой киберпространства.

Ноябрьская премьера завершила тетралогию киберпанка, воплощенную в Пермском театре кукол. В нее также входят «Цветы для Элджернона» (12+), «Момо» (6+), «Цветик-семицветик» (6+), «Илиада v.2.0» (16+). «Каждая из этих постановок исследует грани взаимоотношений человека и техники, тему крайне близкую для нас, ведь, в сущности, киберпанк – это история о человеческой жизни в предлагаемых фантастических обстоятельствах», – поделился Дмитрий Вихрецкий.


Фото: Пермский театр кукол