Покупок меньше, досуга больше: как меняется посещаемость торговых центров Перми

​Посетители торговых центров Перми стараются меньше тратить и все чаще приходят в ТРЦ не ради покупок, а только чтобы развлечься.

Автор: Карина Трушникова

В пермские торговые центры пришел новый тип посетителя: он проводит больше времени на фуд-корте, чем в магазинах, выбирает досуг вместо импульсивных покупок и внимательнее относится к уровню сервиса. Эта трансформация меняет структуру трафика и заставляет ТЦ смещать фокус с классического ритейла в сторону форматов, которые дают впечатления и позволяют дольше удерживать аудиторию.

Пока это позволяет только сохранять уровень трафика, в лучшем случае – немного увеличивать его. По прогнозу Mall Index от Focus Technologies, трафик в российских регионах по итогам 2025 года снизится, а если и вырастет, то незначительно (подробнее в справке). Показатели посещаемости торговых центров Перми в 2025 году неоднородны, но общие тенденции региона соответствуют федеральным. Так, в ТРЦ «Планета» и ТРК «Семья» фиксируют рост посещаемости на 2-3 % по сравнению с прошлым годом, а в ТРК «Столица» сообщают о снижении на 8 %. Причины изменений у всех площадок схожи: активный рост онлайн-торговли, более взвешенное отношение покупателей к расходам и изменение структуры спроса внутри торговых центров.

В Перми открылся еще один китайский продуктовый магазин

Экономия и рациональное потребление

По словам генерального директора ТРЦ «Планета» Евгения Каштанова, прирост трафика отражает скорее изменения в поведении покупателей, чем рост покупательной способности: «Посетители стали сравнивать цены, они меньше делают импульсивные покупки».

В ТРК «Столица» фиксируют снижение посещаемости и объясняют его несколькими макроэкономическими факторами: это общий рост доли онлайн-покупок, снижение доходов населения и инфляция. «Наибольшее падение заметно в непродовольственных категориях», – поясняет директор ТРК Константин Копытов.

В ТРК «Семья» фиксируют небольшой рост трафика: +2 % год к году. При этом директор Елена Жданова отмечает: «Посещаемость почти не изменилась, но по продажам видно, что растет интерес к развлечениям и общепиту. А в целом люди все более рационально расходуют средства».

Фуд-корт и развлечения набирают популярность

Смещение интереса от классического ритейла к досугу становится устойчивым трендом. Все опрошенные эксперты отмечают рост трафика в сегментах общепита и развлечений.

ТРЦ «Планета» связывает это с регулярными тематическими мероприятиями. В ТРК «Столица» подчеркивают, что именно развлечения и фуд-корт «чувствуют себя лучше» на фоне снижения продаж в магазинах. В ТРК «Семья» отмечают «последовательный рост интереса к ресторанам и детскому досугу».

Федеральная статистика подтверждает: сегмент быстрого питания остается одним из немногих, где демонстрируется рост, тогда как магазины одежды, техники и непродовольственных товаров сталкиваются с сокращением потока посетителей.

Ожидания декабря

Все торговые центры рассчитывают на рост посещаемости в декабре, ведь это пиковый сезон для ритейла. Прогнозируется увеличение трафика на 2-3 % в ТРЦ «Планета», до 10-15 % в ТРК «Столица» и 5-10 % в ТРК «Семья». В торговых центрах готовят дополнительные активности: ярмарки, праздничные распродажи, фотозоны и прочее. Торговые центры все больше становятся не только и не столько местом покупок, но пространством для развлечений, а декабрьский сезон еще больше закрепит эту трансформацию.

По данным Mall Index, при сохранении текущих тенденций по итогам 2025 года ожидается снижение среднедневной офлайн-аудитории торговых центров относительно 2024 года на 3 % в целом по России. При этом в Москве за счет высокой деловой активности и запуска новых проектов прогнозируется небольшое увеличение (+1 %), в Санкт-Петербурге посещаемость ТЦ останется на уровне прошлого года, а в остальных регионах показатели будут варьироваться от -3 % до +1 %.

По данным аналитиков, в разрезе категорий арендаторов наибольшие потери фиксируются в непродовольственных сферах, чувствительных к снижению реальных доходов и росту онлайн-каналов, а наиболее стабильная – посещаемость кафе, ресторанов и фуд-кортов:

«Продуктовые операторы формируют до 40-70 % совокупного трафика ТЦ. Их снижение наиболее ощутимо для всей структуры посещаемости», – отмечает Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров.