​Облигации против инфляции. Как инвестору зарабатывать на российском финансовом рынке

Волатильность рубля, трансформация фондового рынка, инфляция и высокая ключевая ставка Центробанка заставили пересмотреть свои стратегии консервативных инвесторов, желающих сохранить капитал в меняющихся условиях. Какие инструменты помогут это сделать, не скатившись в зону повышенного риска? Об этом Business Class рассказал начальник управления по работе с премиальными клиентами банка Private Banking ВТБ Дмитрий Титов.

На фоне резких изменений на фондовом рынке, высокой волатильности рубля, резко возросшей ключевой ставке, как ведут себя инвесторы и, что происходит с их инвестиционными портфелями?

– Да, мы находимся в периоде изменения многих параметров финансовых рынков, что естественно требует постоянной актуализации инструментов и пересмотра инвестиционных портфелей. Все что вы описали – сложный фон для инвестора, который рассчитывает на предсказуемость действий регулятора и стабильность финансовых рынков. Большинство наших клиентов – не готовы брать на себя повышенные риски и входить в рискованные активы, поэтому чаще всего основу их портфелей составляют консервативные инструменты: банковские депозиты, гособлигации или корпоративные облигации крупных компаний, валютные инструменты, драгоценные металлы и т.д. Этот набор инструментов традиционно позволяет защищаться от инфляции и получать фиксированную доходность на понятном горизонте планирования. Но в сегодняшних условиях есть и более интересные продукты, не уступающие по надежности, но имеющие лучшую доходность.

Какие, например?

– Предчувствуя повышение ключевой ставки, ВТБ в сентябре предложил трехлетнюю облигацию с ежемесячным переменным купоном, которую можно считать антиинфляционным и хэджирующим процентный риск инструментом. Купон привязан к значению ключевой ставки и повышается автоматически в след за ее ростом. Так, инвесторы, вошедшие в продукт в первый месяц продаж, имели доход равный 12%, а в ноябре уже 15%. Облигация флоатер ликвидна и торгуется на вторичном рыке, а также имеет наивысшую оценку ведущих рейтинговых агентства АКРА и Эксперт РА.

Можно ли сказать, что флоатер сейчас лучше депозитов и сопоставим с ОФЗ?

– Мы всегда выступаем за диверсификацию. Но если рассматривать отдельные параметры, то да, в периоде повышения ключевой и, соответственно, процентных ставок сложно опираться на продукты с фиксированной доходностью. Каждый новый выпуск облигаций с фиксированным купоном, например, будет удешевлять уже выпущенные. Ставки по депозитам априори имеют дисконт к ключевой, а в случае с небольшим дисконтом предполагают неизменные параметры –возможность снятия или пополнения средств. Таким образом, не получится без потери дохода оперативно «переложиться» в новый, более выгодный инструмент.

А по ОФЗ ПК?

– Минфин, как эмитент – номер один, но ВТБ имеет сопоставимый кредитный рейтинг. Однако флоатер нашего банка привязан к ключевой ставке, а ОФЗ ПК – к ставке межбанковского кредитования RUONIA. Как правило, RUONIA ниже ключевой ставки.

Хорошо, с облигациями понятно, а высок ли интерес к альтернативным инвестициям? В прошлом году на фоне нестабильности и высоких рисков состоятельные граждане скупали золото. Сейчас эта тенденция продолжается?

– Объем портфеля золота, реализованного ВТБ достиг 55,5 тонн. По сравнению с началом года этот показатель увеличился на 74%. В октябре и ноябре объем сделок в ВТБ значительно превысил результаты летних месяцев. Такой рост интереса к физическому металлу понятен: в последние месяцы его активно покупали центральные банки различных стран, что подняло котировки до рекордных значений. Интерес к золоту особенно возрастает в периоды экономической нестабильности, так как традиционно этот инструмент позволяет сохранить капитал. С внедрением в 2023 году опции обратного выкупа при условии ответственного хранения слитков в банке, этот инструмент стал более ликвиден и востребован инвесторами. Физическое золото – хороший стабильный актив на долгосрочном горизонте планирования, поэтому в периоде неопределенности по динамике ключевой ставки вполне может сработать.

А традиционные валютные сбережения? Сохраняется ли у премиальных клиентов интерес к валютным, например, юаневым облигациям?

– Да, как я уже отмечал, долговые бумаги в дружественных валютах интересны нашим клиентам. На сегодняшний день, это один из немногих безопасных инструментов, позволяющих получать доходность от валютных сбережений. Курс юаня к доллару США относительно стабилен, что позволяет избежать рисков рублевой девальвации и потери доходности. Если мы говорим об изменении курса валют, очень интересны замещающие облигации. Они номинированы в иностранной валюте, но расчеты по ним проходят в российском внутреннем контуре в рублях по курсу ЦБ. Главным преимуществом можно считать тот факт, что в отличие от евробондов у замещающих облигаций отсутствуют инфраструктурные риски.

Интересно. Палитра достаточно широка и много нюансов. Как разобраться во всем частному инвестору, какие есть риски?

– Вы правы, детали и нюансы очень важны, поэтому мы рекомендуем нашим клиентам обращаться к инвестиционным консультантам. Даже я, работая в банке, так делаю, поскольку не имею возможности безотрывно следить за всеми изменениями. Но есть и закрепленные законодательством механизмы защиты инвестора. Так наши облигации флоатер, например, – продукт только для квалифицированных инвесторов, для тех, кто разбирается в финансовых рынках. В отличие от привычных депозита или облигаций с фиксированным купонным доходом, во флоатерах инвестору необходимо отслеживать динамику ключевой ставки Банка России. В случае снижения ключевой ставки, конечно, стоимость самой облигации будет падать и продать ее в моменте можно будет дешевле, чем она покупалась. Это плата за дополнительную доходность в период повышения ставок.

Как же сделать выбор?

– Мы рассматриваем нашу ценную бумагу как перспективную и своевременную. Видя спрос, мы продлили подписку до конца года, и уже собрали заявок на сумму более 15 млрд рублей, а дополнительный доход наших инвесторов достиг почти 400 млн рублей.