​Историческая травма, вина и месть по-корейски. В российский прокат вышел фильм «Помнить» (18+)

Автор: Екатерина Лопатина

В декабре в российский прокат вышел фильм «Помнить» (18+) Ли Иль-хёна. Эта история вписывается в южнокорейскую традицию фильмов о мести, которая ассоциируется с работами Пак Чхан-ука («Олдбой», 2003, «Сочувствие госпоже Месть», 2005). Но эта картина затрагивает и другой непростой пласт – болезненную память об истории Кореи XX века. В фильме Ли Иль-хёна найдутся и погони с убийствами, и интрига, и попытки удержать слабеющую память, и тяжелое осмысление истории.

Красная «Феррари» несется по ночной дороге, очевидно превышая допустимый лимит скорости и неаккуратно обгоняя другие машины. Водитель выезжает на встречную полосу и не справляется с управлением. Машина разбита, но ее владелец почти не пострадал, хотя и выглядит слишком растерянным. Он выбирается на дорогу и оглядывает окрестности. Это пожилой мужчина в очках и в дорогом костюме. Неожиданно для самого себя он обнаруживает в своей руке револьвер, причем явно устаревший на несколько десятков лет. Герой растерян не только из-за ДТП. Он не помнит, как здесь оказался.

История, которая развернется в фильме потом, покажется синефилам знакомой. Персонаж, потерявший память, но горящий желанием отомстить, фиксирует заметки-напоминания в качестве татуировок на своем теле, чтобы в самый ответственный момент точно ничего не забыть. Этот образ родом из культового «Мементо» (2000) Кристофера Нолана. Менее известен широкой публике фильм «Помнить» Атома Эгояна, хотя он и был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 2015 году. Герой этой картины впадает в деменцию, но перед смертью хочет расправиться с врагами из далекого прошлого. Одноименный фильм южнокорейского режиссера Ли Иль-хёна по сути является ремейком картины Эгояна. Есть ли в этой работе что-то новое по сравнению с известными фильмами со схожими сюжетами?

Поначалу может показаться, что картина в некотором роде вторична, ведь она эксплуатирует уже знакомую многим зрителям историю. Тем не менее, в «Помнить» Ли Иль-хёна присутствует тот аспект, который выделяет этот фильм и делает его небезынтересным для западного зрителя. Этот аспект – травматичные события корейской истории середины прошлого столетия. Период японской оккупации, который начался еще в начале XX века и закончился только с завершением Второй мировой войны, до сих пор оказывается чувствительной темой в корейско-японских отношениях. Показательно, что эти вопросы сегодня интересуют молодого начинающего режиссера, для которого это только вторая работа.

С японской оккупацией связан эвфемизм «женщины для утешения», обозначающий тех женщин, которых японские военные принудительно или обманом забирали для работы в борделях. С этим же историческим периодом связана «политика смены имен», во время которой корейцев склоняли менять свои имена на японские. Это те исторические реалии, которые могут быть плохо знакомы российскому зрителю, но при этом они помогут лучше понять фильм Ли Иль-хёна. Главный герой потерял свою семью в период японской оккупации, и теперь он хочет отомстить виновным, но есть одно «но»: из-за болезни Альцгеймера он теряет память. Теперь ему нужно понять, как в таких условиях осуществить вынашиваемый много лет план.

Исторический пласт становится ключом к тому, как главный герой фильма оказывается там, где он оказался в первой сцене – в разбитой красной «Феррари» на встречной полосе ночного шоссе. Через исторические события объясняется, почему в его руках такой старый револьвер, почему он делает на своих пальцах татуировки с чьими-то именами, кому и за что он мстит. Динамичный фильм, в котором есть место и дракам, и погоням, и жестоким убийствам, наполняется флешбеками времен японской оккупации и переносит зрителя в те эпизоды, которые стали источниками боли главного героя на долгие годы. «Помнить» Ли Иль-хёна перестает быть простой переработкой известных сюжетов. Это не только кино о мести человека, теряющего память, это еще и разговор об исторической травме и об исторической вине, к тому же с неожиданным сюжетным поворотом в финале.


Фото на главной кадры из фильма «Помнить» (18+), режиссер Ли Иль-хён.